Власти США вчера официально объявили о введении с 20 марта дополнительных импортных пошлин в размере от 8 до 30% на стальную продукцию из России, Японии, Китая, Южной Кореи, Бразилии и с Украины. По решению Джорджа Буша новые ставки будут действовать в течение трех лет: за это время американская сталелитейная промышленность должна выйти из кризиса и стать более конкурентоспособной.
В ответ министр сельского хозяйства Алексей Гордеев заявил, что его ведомство не намерено снимать запрет на импорт мяса птицы из США. И отказывается до 10 марта (начало действия запрета) обсуждать эту проблему с американскими экспертами. США, в свою очередь, пообещали лишить Россию поддержки при вступлении в ВТО и отложить рассмотрение вопроса об отмене знаменитой поправки Джексона√Вэника.
Впрочем, это проблема на перспективу, а России, по мнению ряда экспертов, угрожают проблемы гораздо более реальные. Потери российских сталеваров от введения санкций оцениваются в полтора миллиарда долларов. Замминистра экономразвития Максим Медведков, курирующий, в числе прочих, вопросы вхождения России в ВТО, не исключил, что санкции эти сильно ударят по сталелитейной отрасли, приведут к сокращению производства и, возможно, к массовым увольнениям. Он, правда, пообещал сталеварам, что российские власти попытаются компенсировать потери. По словам Медведкова, Минэкономразвития намерено усилить защиту металлургов на внутреннем рынке. С этой целью будут ускорены антидемпинговые расследования по поставкам стали с Украины и из Казахстана. Впрочем, возможности российского правительства крайне ограниченны: защитные инициативы могут быть захлестнуты новой волной антидемпинговых расследований. Однако это только полбеды. Запрет США может привести к цепи аналогичных мер со стороны других крупных производителей. Например, британский министр торговли и промышленности Патрисия Хьюитт заявила, что "нам нужно предпринять немедленные действия, чтобы защитить собственно британскую и европейскую сталелитейную промышленность". Если подобное произойдет и в Юго-Восточной Азии, российской металлургии будет нанесен жестокий, если не смертельный удар, указывает "Независимая газета".
В правительстве к угрозам и санкциям США пока относятся довольно спокойно. Комментируя заявление по поводу ВТО, например, российский премьер Михаил Касьянов заметил только: "Это не самая удачная позиция". И пояснил: "Решение российских ветеринарных служб не связано с политической позицией российского правительства. А исключительно с ветеринарными техническими требованиями". Поддержали премьера и в Минсельхозе. Первый заместитель министра сельского хозяйства РФ Сергей Данкверт, говоря о перспективе рассмотрения вопроса о поставках "ножек Буша", отметил, что решение этого вопроса будет "обычным". Поддержка эта довольно своеобразна. Министр, как сообщает "Интерфакс", разъяснил, что для отмены запрета российским инспекторам необходимо проверить все американские предприятия (числом около 400), поставляющие курятину в Россию.
Впрочем, спокойны лишь правительственные экономисты. В Госдуме же считают, что спасти отечественную сталелитейную отрасль могут только радикальные меры. Например, сталевары должны срочно переориентироваться на другие рынки: азиатский и европейский. Однако и там сейчас рассматривается возможность введения дополнительных ограничений на импорт стали.
Депутатов волнует не только кризис в отрасли, но и то, как он отразится на федеральном бюджете. Владимир Рыжков, например, утверждает, что это неизбежно. Более того, напоминает парламентарий, "у нас уже за первые два месяца существенная недостача налогов. Мы собираем налогов намного меньше, чем запланировано бюджетом". Действительно, ни налоговикам, ни таможне похвастаться хорошими показателями сбора денег в бюджет не удалось. В связи с этим в интервью НТВ Рыжков высказал мнение, что "у нас уже сейчас проблема с доходами. Если начиная с марта месяца вступят еще ограничения на поставки нашей стали на американский рынок, это повлечет за собой потери еще десятков миллионов долларов в российский бюджет", - предупреждает депутат. Учитывая, что об устойчивом экономическом росте в правительстве уже не вспоминают (хотя еще полгода назад очень любили этим похвастаться), опасения депутата трудно назвать беспочвенными.