Moscow-Live.ru

Российские денежные власти проявляют чрезвычайное недоверие к собственной валюте. Все поступления рублей в Резервный фонд Минфин как можно быстрее конвертирует в иностранные деньги.

Так, согласно вывешенному на сайте Минфина отчету, в конце января этого года в Резервный фонд было зачислено около 713,5 млрд рублей нефтегазовых доходов. Начиная с 6 февраля почти каждый день власти тратили из этой суммы по 60 млрд рублей на покупку иностранной валюты. И к 20-м числам февраля в Резервном фонде не осталось ни одного рубля, пишет "Независимая газета", отмечая, что такие действия Минфина напоминают поведение граждан в "лихие девяностые".

С одной стороны, ничего противозаконного в этом нет. В официальных документах прописано, какой должна быть структура Резервного фонда: 45% - доллары США, 45% - евро, 10% - фунты стерлингов Соединенного Королевства. Но с другой - создается по-настоящему абсурдная ситуация.

Деньги, попадая в Резервный фонд, подвергаются двойной конвертации: сначала иностранная валюта, полученная от продажи полезных ископаемых за рубежом, меняется на рубли, в которых должны уплачиваться налоги государству. А затем эти рубли снова меняются на иностранную валюту, что приводит к дополнительным издержкам.

На первом этапе конвертации их берут на себя сами налогоплательщики, то есть нефтегазовые компании, а на втором - Резервный фонд. Хранить же деньги сразу в рублях нет смысла, так как в этом случае в случае краха национальной экономики они не выполнят функцию подушки безопасности.

Между тем у некоторых экспертов куда больше вызывает вопросов не конвертация рублей в Резервном фонде, а дальнейшее распоряжение средствами. Как отмечает аналитик компании "Солид" Дмитрий Лукашов, Минфин вкладывает средствам своих фондов под низкую доходность в долговые обязательства западных стран. При этом крупнейшие российские компании вынуждены занимать на Западе деньги под гораздо больший процент. В результате общий объем российского корпоративного внешнего долга сейчас приближается к 600 млрд долларов, хотя до кризиса 2008-2009 годов составлял всего 84 млрд долларов.