Предпринимательство в нашей стране было всегда, а нынешнее его возрождение началось с "комсомольского капитализма" 80-х годов, за счет которого разбогатели многие нынешние олигархи. О первых миллионах нынешних членов рейтинга российских толстосумов от Forbes во главе с Михаилом Ходорковским рассказывает газета "Версия".
Большинство нынешних российских олигархов по праву гордится славным комсомольским прошлым: Ленинский союз молодежи оказался не только кузницей партийных кадров, но и неплохой школой бизнеса.
До начала рыночных реформ самым доходным видом предпринимательства принято было считать студенческие стройотряды: поработав летом в отдаленных селах, рядовой комсомолец, если повезет, мог привезти домой до тысячи рублей. Официальный, лишённый идеологических рамок комсомольский бизнес появился только в конце 80-х. Было два основных способа заработка: центры научно-технического творчества молодежи (НТТМ) и молодежные жилищные кооперативы (МЖК). Многие специалисты считают, что именно эти объединения в конечном итоге определили лицо нынешнего российского капитализма.
Оставались в бизнесе, как правило, деятели низового уровня. Самый наглядный пример - заместитель секретаря Фрунзенского райкома МГК Михаил Ходорковский. Главный эшелон ВЛКСМ - первые и вторые секретари обкомов, секретари ЦК - занялись другой, весьма выгодной деятельностью, расположившись на ключевых должностях в органах государственной власти.
Способ первый: МЖК
Предпринимательством комсомол занялся вынужденно: в 1971 году руководство СССР наконец поняло, что советской молодежи катастрофически не хватает жилья. Молодым людям, спешившим получить отдельные квартиры, было предложено самостоятельно их построить на основе хозрасчета. К середине 1980-х эта инициатива получила распространение практически во всех регионах страны. В Москве было организовано 52 МЖК: распределяя фонды и выбивая дефицитные стройматериалы, комсомольцы поневоле становились предпринимателями. Неудивительно, что перестройку они встретили во всеоружии - на базе многих из них тут же выросли строительные фирмы.
Бывший президент Инкомбанка Владимир Виноградов создавал первый в Москве МЖК "Сабурово": для человека, жившего в общежитии Промстройбанка (Виноградов работал там ведущим экономистом), строительство жилья имело жизненно важное значение. В виноградовском МЖК сколотилась небольшая команда энергичных, способных, но обделённых деньгами людей. Они стали думать о создании инвестиционного фонда и в 1988 году учредили Инкомбанк, тут же собравший у пайщиков 4,5 млн рублей.
Сергей Кугушев, председатель совета директоров Межрегионального инвестиционного банка, в 1990 году возглавлял Всесоюзный центр кино и телевидения для детей и юношества. Вместе с несколькими МЖК он учредил общество "Русский капитал", одной из целей которого стало участие в торгах на Нью-Йоркской фондовой бирже.
Получилось так, что, возводя кооперативные многоэтажки, комсомольцы строили капитализм.
Способ второй: НТММ
Хозрасчётные центры НТТМ были созданы в соответствии с постановлением Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ N321 от 13 марта 1987 года. Как и многие другие экономические структуры, появившиеся в годы перестройки, центры быстро отошли от первоначальной ориентации, занявшись различными формами коммерческой деятельности.
Чаще всего это была банальная перепродажа сырья, закупленного по госцене. Покупателей хватало: к этому времени под видом кооперативов легализовалось множество ранее подпольных "цеховых" структур, которые производили недорогой ширпотреб.
Наиболее удачливые центры смогли поучаствовать в горбачёвской программе информатизации. Прибыли здесь измерялись астрономическими цифрами: покупая на Западе за гроши подержанные компьютеры, комсомольские бизнесмены сбывали их по цене легковых автомобилей. Именно так раскрутилась печально известная компания "МММ".
НТТМ не платили никаких налогов, но отчисляли 3% дохода в общесоюзный фонд НТТМ и 27% - в местные фонды. К началу 90-х в СССР насчитывалось уже более 600 центров НТТМ. Получив право обналичивать деньги, центры НТТМ стали одновременно колыбелью российской бизнес-элиты. В это время комсомольский капитал рост как на дрожжах, так как легально потратить заработанное было чрезвычайно сложно.
В 90-е годы молодежные сообщества зарезервировали за собой весьма доходный статус посредников. Вскоре после распада СССР страна покрылась сетью товарно-сырьевых, фондовых и прочих бирж, созданных на основе центров НТТМ.
Следующий шаг напрашивался сам собой: страна отчаянно нуждалась в новой системе кредитных учреждений. На прорыв пошли комсомольцы - капитал, накопленный учредителями бирж, стал основой десятков банков. Обычно они возникали как дочерние структуры при успешных предприятиях. Показателен пример ныне всем известного банка МЕНАТЕП. Его будущие руководители обратились в Жилсоцбанк с просьбой о кредите, но там сказали, что дать кредит центру творчества не имеют права. МЕНАТЕП был первоначально зарегистрирован как "подсобное хозяйство" НТТМ для беспрепятственного получения кредитов.
Дальнейшее развитие комсомольского капитализма было отмечено многочисленным скандалами чубайсовской волны приватизации. Средства новоиспеченных банков задействовали в так называемых залоговых аукционах, на которые выставлялись крупнейшие российские предприятия. По большинству именно из победителей этих торгов состоит "золотая сотня" Forbes.
Конечно, олигархами стали далеко не все комсомольские лидеры. Тем не менее выходцы из ВЛКСМ играют сегодня отнюдь не последнюю роль в российском бизнесе и политике. Социологи даже выделили их в одну из наиболее крупных групп российской элиты: по данным исследований, в детстве они были лидерами среди сверстников, отличались драчливостью, честолюбием, склонностью к авантюризму. Перемены в стране развязали им руки: многие известные бизнесмены и политики начинали свою карьеру с МЖК или НТТМ.