Федеральная таможенная служба (ФТС) решила припомнить старое дело об отмывании денег через Bank of New York и намерена отсудить у американского банка 22,5 млрд долларов, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на адвоката ФТС Максима Смаля.
"С 1996 по 1999 год банком была организована незаконная схема легализации денежных средств за экспортируемые в РФ товары, в связи с чем Россия получила ущерб, который оценивается в 22,5 млрд долларов", - сообщил адвокат агентству из Арбитражного суда.
"В этот период была организована незаконная схема легализации денежных средств, которые ввозились в Россию без налогов, - добавил адвокат в интервью "Интерфаксу". - Были обнаружены нарушения, которые, на мой взгляд, граничат с преступлением, в связи с чем мы приняли решение об обращении в суд с требованием взыскать указанную сумму". Смаль пояснил, что иск подан в Московский арбитраж, так как у BoNY в столице России есть официальное представительство.
- Дело Bank of New York: куда ушли 7 млрд долларов
- Вторая серия: операция "Паутина"
Смаль пообещал более подробно рассказать об иске на пресс-конференции в Москве, которая состоится в пятницу.
В ФТС официальных комментариев по поводу иска на астрономическую сумму пока не дают. Между тем, как передает ИТАР-ТАСС, ссылаясь на пресс-службу Bank of New York, там намерены оспаривать иск. В банке говорят, что не видели самого искового заявления, но считают эти претензии необоснованными.
При этом о подаче иска в Арбитражный суд Москвы в банке узнали из сообщений СМИ. "Основываясь на нашем знании фактов, мы считаем, что любые подобные иски абсолютно не имеют под собой оснований", - отметили в пресс-службе. Банк намерен "решительно защищаться" от судебных преследований по данному делу.
Как отмечается в сообщении для прессы, в BoNY ранее уже якобы "обращались адвокаты, которые утверждали, что способны разрешить этот вопрос при выплате "лишь незначительной доли от заявленной сейчас суммы". Кстати, "события, которые отражены в нынешнем иске, произошли более десяти лет назад", а связанные с ними проблемы были "ранее урегулированы", утверждается в сообщении банка.
Дело Bank of New York: какое дело таможне?
Одним из первых крупных скандалов с "русской мафией", попавших в поле зрения американского правосудия, стало "дело BoNY".
Для России оно началось с публикаций 19 августа 1999 года двумя американскими газетами, USA Today и The New York Times, со ссылкой на анонимные источники в ФБР информации о том, что с 1996 по 1999 год в BoNY отмыто до 10 млрд долларов из России и Восточной Европы. Предполагалось, что среди этих денег фигурирует часть кредитов Международного валютного фонда, выданных РФ, напоминает "Коммерсант". Уже в сентябре 1999 года США посетила делегация правоохранительных органов России для проверки опубликованной информации. По словам руководителя делегации - замдиректора ФСБ Виктора Иванова, в ходе консультаций ФБР отказала россиянам в предоставлении доказательств по данному делу. Генпрокуратура провела обыски в ряде российских банков, подозреваемых в возможном выводе денег за рубеж, но нарушений не выявила.
Позднее сумма оказалась скромнее. По данным следствия, в общей сложности через счета банка прошло 7 млрд долларов из России. Правда, как в итоге выяснилось, это были деньги не мафии, а выводившиеся из-под налогообложения доходы экспортеров. По утверждению прокуроров, российские граждане и компании в течение трех с половиной лет в обход российских законов сделали более 160000 денежных переводов.
16 сентября 1999 года федеральный суд города Нью-Йорк возбудил уголовное дело против вице-президента лондонского филиала BoNY Люси Эдвардс, занимавшейся счетами клиентов из Восточной Европы, и ее мужа, владельца компаний Benex и Becs Питера Берлина. Их обвинили в осуществлении банковских операций без лицензий и содействии в отмывании денег в BoNY. В официальном обвинении фигурировал лишь эпизод о помощи Собинбанку в незаконном переводе за рубеж 15 млн долларов, но все были уверены, что основные претензии впереди.
Однако Эдвардс и Берлин признали себя виновными, отделались домашним арестом на 6 месяцев, 5-летним условным сроком и скромными штрафами. Они признали себя виновными в незаконном перечислении российских денег и последующем их сокрытии в офшорных зонах за вознаграждение в 1,8 млн долларов. В ноябре 2005 года свою вину в нарушении американских правил контроля за прохождением финансовых средств признал сам BoNY. Банк вынужден был заплатить штраф в 38 млн долларов.
Американские журналисты, кстати, связывали скандальные операции с именами не только Люси Эдвардс и Питера Берлина, но и вице-президента BONY Натальи Кагаловской (Эдвардс была в ее подчинении), муж которой Константин Кагаловский был топ-менеджером ЮКОСа. После скандала Кагаловская была вынуждена уволиться из BоNY, и в разбирательстве ее имя больше не фигурировало. Обвинений ей не предъявили.
Символические сроки и скромные в сравнении с объемом изначальных претензий штрафы заставили российские СМИ предположить, что дело было во многом раздуто американскими журналистами. Однако многомиллиардные претензии Федеральной таможенной службы могут вернуть ему эпический размах, хотя поначалу цифра в 22 млрд долларов выглядела опечаткой.
Вторая серия: операция "Паутина"
После раскрытия аферы в BoNY грязные российские деньги, по версии европейских следователей, изменили маршрут. Поэтому спустя два года совместными усилиями полиции Италии, Франции и американской ФБР была проведена операция "Паутина". Полиция не только арестовала 50 человек, но и конфисковала роскошные виллы и другую недвижимость общей стоимостью в 3 миллиона евро, и заморозила 300 банковских счетов, использовавшихся, как полагает полиция, для перевода "грязных" денег "русской мафии". По утверждениям прессы, более половины задержанных - русские.
Россияне, причастные к этому делу, заявляли, что "отмывание денег русской мафии" на самом деле вполне легальные операции по минимизации таможенных пошлин при импорте товаров в Россию.
"Мы вышли на след международной организации, основанной в России и связанной с европейской организованной преступностью. Пытаясь реинвестировать свои деньги, она использует сложную сеть отмывания средств", - заявил Франческо Граттери, глава специального подразделения итальянской полиции, координирующего операцию "Паутина".
По словам следователей, грязные деньги российского происхождения отмывались в Соединенных Штатах, а затем возвращались в Европу.
Денежные потоки, направлявшиеся в Европу из республик бывшего СССР, как легальными, так и нелегальными путями, возвращались назад по сложным схемам или в виде таких товаров, как оборудование, мебель, лесоматериалы, одежда. Также деньги зарабатывались на контрабанде оружия, наркотиков, людей.
В ходе следствия была установлена связь с чеченскими террористами, обеспечивавшими вооруженную охрану контрабандных перевозок.
Пьерлуиджи Винья, национальный прокурор, ведущий дела, связанные с деятельностью мафии, сказал, что "Паутина" показала, как организованная преступность умудряется отмывать свои средства, покупая и продавая компании и финансовые инструменты. Она отметила также, что операция показала, насколько глубоко российская мафия внедрилась в европейскую экономику.
Расследование было начато по фактам вымогательства в отношении российских коммерсантов в области Романья в 1998 году. Побережье Романьи стало основным пунктом прохождения российских капиталов в Италии.
Старт операции "Паутина" был дан в 1997 году. Тогда некий Павел Марковцев, закупавший в Италии колготки для продажи в России, получил угрозы от конкурентов, за которыми стояли преступные кланы.
Итальянская полиция начала расследование и вышла на международную организацию, которая стремилась обеспечить контроль над торговлей между Италией и странами бывшего Советского Союза. Следователи обратили внимание на приток крупных средств из США. В конце лета 1999 года стало ясно, что речь идет о целой системе отмывания денег. В частности, в операциях оказалась замешанной наряду с другими компания Benex, которая была в то время в центре внимания расследования сомнительных финансовых операций с Россией банка Bank of New York.