Вести

За неподчинение Центробанку и его актам банкирам грозит тюремное заключение - Конституционный суд разъяснил, что такое поведение подпадает под статью 172 Уголовного Кодекса "Незаконная банковская деятельность" и является уголовным преступлением, пишет деловой портал BFM.ru.

Согласно статье 172 УК, осуществление банковской деятельности и операций без регистрации или без специального разрешения в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

То же деяние, совершенное организованной группой или сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Поводом для разъяснения Конституционного суда послужила жалоба бывшего зампредседателя правления банка "Нефтяной" Станислава Прасолова, приговоренного в конце 2008 года к четырем годам лишения свободы за незаконную банковскую деятельность.

Прасолов пожаловался в КС на то, что ст. 172 УК содержит неопределенную формулировку "лицензионные требования и условия", и это "превращает в преступление" нарушение любого нормативного акта в банковской сфере. Рассматривать жалобу экс-банкира КС отказался, решив, что оспариваемая норма "конституционные права заявителя не нарушает".

В банке "Нефтяной", по версии следствия, для осуществления незаконных банковских операций были открыты счета свыше десятка подставных компаний, которые использовались, в частности, для оформления кредитов. Суд установил, что шесть осужденных экс-руководителей банка, включая Станислава Прасолова, извлекли из этих операций 42 млн рублей незаконного дохода.

"КС позволил подводить под нарушение "лицензионных требований и условий" самые разные нарушения банковского законодательства, включая многочисленные акты ЦБ", - цитирует "Коммерсант" профессора факультета права Высшей школы экономики Вадима Виноградова. По его словам, ст. 172 УК может толковаться судами очень широко, и "теперь КС подтвердил, что такое широкое толкование соответствует Конституции".

Опрошенные "Коммерсантом" банкиры подчеркивают, что нормативные акты ЦБ (их около тысячи) содержат внутренние противоречия, и найти нарушение в деятельности банка несложно. Зампредседателя Московского кредитного банка Владимир Чубарь добавляет, что крупный ущерб или извлечение дохода от незаконной операции в сумме 250 тысяч рублей - это очень низкий порог даже для банка с активами в 1 млрд рублей, и под уголовную ответственность может попасть почти любая операция.