Словесные интервенции главы Минфина Антона Силуанова о переукрепленности рубля увеличили давление на российскую нацвалюту, пишет РБК. Рубль днем в понедельник снижался к доллару и евро на фоне скатывания рынка нефти к отметке 51 доллар за баррель сорта Brent.
Министр заявил в Баден-Бадене на ежегодной встрече представителей G20, что рубль переукреплен по сравнению с фундаментальными значениями на 10-12%, и это дает Минфину РФ возможность до конца текущего года купить валюту на сумму еще не менее 1 млрд долларов сверх тех операций, которые он делает для пополнения Резервного фонда.
Он особо подчеркнул, что имеет в виду не интервенции за счет сверхдоходов от нефти дороже 40 долларов (с февраля Минфин приобретает валюту на сверхдоходы от нефти), а приобретение средств у ЦБ для погашения внешних займов. В марте Минфин уже закупил у регулятора 500 млн, а в целом может увеличить объем закупок до 1 млрд долларов.
Однако словесные интервенции уже почти не действуют, поэтому прямо сейчас ослабления национальной валюты ждать не стоит, полагают опрошенные изданием эксперты.
Взаимосвязь между ценами на нефть и курсом рубля снизилась из-за высоких процентных ставок и направления потоков капитала, указывает главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик. При нынешних параметрах платежного баланса справедливый курс, по его мнению, должен составлять 60-61 рублей за доллар.
Но нельзя считать курс рубля несправедливым, указал главный экономист "Ренессанс Капитала" по России и СНГ Олег Кузьмин, он достиг такого уровня из-за целого ряда временных факторов.
Ослабление рубля произойдет при снижении ключевой ставки, полагает Лисоволик, а его стоит ждать во II квартале, в марте ЦБ ставку еще не снизит, хотя и смягчит риторику.
Сейчас укреплению рубля способствует сезонное сальдо текущего счета, этот фактор сойдет на нет во II-III квартале, отмечает аналитик "Райффайзенбанка" Денис Порывай. К этому времени, по его прогнозу, доллар будет стоить 63-65 рублей при нефти по 55. Если нефть будет дешевле, доллар мы увидим выше отметки в 65 рублей, полагает он.
Политика устных интервенций направлена на то, чтобы сдержать укрепление рубля, пояснил старший экономист Danske Bank Владимир Миклашевский. Заявление Силуанова - уже не первый случай, но рынок, скорее, движет разница в ставках в России и других странах, способствующая получению прибыли по валютным сделкам.
Старт словесным интервенциям 19 января дал первый вице-премьер Игорь Шувалов, заявивший о плохом влиянии рублевой волатильности на экспортеров, напоминает издание. С тех пор о переукреплении рубля периодически говорили то Силуанов, то его бывший заместитель, а ныне министр экономического развития Максим Орешкин. Во всех случаях словесные интервенции давали только кратковременный эффект.