По данным крупнейшего датского банка Danske Bank, совокупный экспорт из стран Балтии в Россию в текущем году может сократиться на 18-25%, вследствие чего экономики Литвы, Латвии и Эстонии рискуют недополучить 780 млн долларов. Об этом, как сообщает InoPressa, пишет во вторник корреспондент Bloomberg Андре Фонсека Тартар, задавшийся вопросом: сколько охвативший Россию кризис будет стоить ее соседям.
Если верны прогнозы, опубликованные в пятницу Bloomberg News, резкое сокращение торговли с Россией серьезно замедлит рост прибалтийских экономик, который по итогам года вряд ли превысит 1,5%. Рост балтийских экономик в 2015 году будет на 1,3-1,7 процентных пункта меньше, чем в прошлом году. В денежном эквиваленте это сокращение равносильно тому, что эти страны недополучат 1,58 млрд долларов, отмечает автор.
В связи с ситуацией на Украине в конце июля 2014 года ЕС и США от точечных санкций против отдельных физлиц и компаний перешли к мерам против секторов российской экономики. В ответ Россия ограничила импорт продовольственных товаров из стран, которые ввели в отношении нее санкции: США, государств ЕС, Канады, Австралии и Норвегии.
Однако, по мнению экспертов Bloomberg и Danske Bank, главными факторами снижения оборота явились спад и рецессия в российской экономике, а также резкая девальвация рубля. Роль взаимных санкций России и ЕС не слишком велика, считают они.
Основным же фактором стало ослабление рубля, из-за которого стоимость товаров и услуг, экспортируемых в Россию, для Эстонии, Латвии и Литвы в 2015 году снизится на 18-25%.
Доли России во внешнеторговом балансе Латвии составляют 6,3% от общего объема поставок, Эстонии - 5,5%, Литвы - 4,4%.
О проблемах других соседей РФ пишет во вторник колумнист BloombegView Леонид Бершидский. Он объясняет, что за девальвацией гривны, лея, маната, лари и белорусского рубля стоит одна и та же проблема - "российский экономический кризис и агрессивная политика" России.
Хуже всего чувствует себя украинская гривна, у которой "более многообразные причины" для девальвации, чем в случае с другими постсоветскими странами. Аннексировав Крым, украинскую туристическую мекку, и развязав войну в восточных промышленных регионах, где сосредоточена большая часть украинской металлургии, Россия забрала у Украины крупнейшие источники иностранной валюты. Но и Национальный банк Украины проявил исключительную некомпетентность. Его попытки установить контроль обменного курса на фоне сокращения резервов привели к буйному разрастанию черного рынка.
"В случае с Молдавией, Грузией и Азербайджаном ситуация не столь критическая, но проблемы этих стран также связаны с региональными потрясениями, - продолжает обозреватель. Молдавия, маленькое государство, зажатое между Украиной и Румынией, не смогло больше справляться с глубоким структурным дисбалансом в своей экономике.
Наконец, "ближайший союзник России - Белоруссия - целиком и полностью зависит от очень дешевого импорта российских энергоносителей", пишет Бершидский. "Когда Россия девальвировала свою валюту и тем самым фактически начала ценовую войну с соседями, неудивительно, что Белоруссия пострадала сильнее прочих (за исключением Украины)".
"Валюты стран этого региона почти наверняка продолжат падение, - резюмирует колумнист. - Это редкая возможность наблюдать кризис, некое подобие которого могла бы пережить Европа - при условии, что она не ввела бы евро, а Германия решила бы повысить конкурентоспособность своего экспорта, девальвировав немецкую марку. Можно сколько угодно критиковать евро, но благодаря ему европейцы застрахованы от таких бедствий. А применительно к постсоветским государствам, напротив, валютный шок в одном из них может означать валютный шок для всех".