The Moscow Times

Бывший агент "Штази" Маттиас Варниг предложен в совет директоров "Газпрома". В настоящее время Варниг возглавляет российское отделение Dresdner Bank, он один из самых известных в России инвестиционных банкиров. Однако до своего прихода в Dresdner Bank AG в 1990 году Варниг познакомился с работой банка довольно необычным способом - он шпионил за банком в пользу тайной полиции ГДР.

Ранее, в феврале этого года уже сообщалось, что Варниг и российский президент Владимир Путин знакомы с 1980-х годов, когда они оба работали в коммунистических шпионских организациях: Варниг в "Штази", а Путин - в КГБ. По-видимому, эти отношения помогли Dresdner, игроку второго ряда на Западе, стать серьезной силой в России, где он представлен инвестиционным подразделением Dresdner Kleinwort Wasserstein, и заключить ряд выгодных сделок, пишет во вторник газета The Wall Street Journal, перевод статьи которой публикует сайт Inopressa.ru.

Инвестиционный банк Dresdner Kleinwort Wasserstein помогал российскому министерству юстиции в оценке главного актива компании ЮКОС - "Юганскнефтегаз" перед его продажей на аукционе в декабре 2004 года. Он также консультировал "Газпром" по вопросам слияния, в результате чего было предложено включить Варнига в совет директоров газового гиганта. Теперь утвердить его назначение должны акционеры, пишет американская газета. Недавно обнародованные документы из архивов "Штази" показывают, как в конце 1970-х годов началось знакомство Варнига с банковским делом на Западе, когда он занялся пятилетней специализированной подготовкой к инфильтрированию банковской индустрии Западной Германии. Затем его отправили в ФРГ, где он, в конце 1980-х годов получил доступ к конфиденциальным источникам в Dresdner Bank AG. В последующие два года Варниг поставлял в "Штази" внутреннюю документацию Dresdner Bank, главным образом посвященную клиентам банка в военной и связанной с нею отраслях.

Сам Варниг отрицает, что занимался шпионажем в Dresdner Bank AG. Через своего поверенного Вальдемара Гамера Варниг впервые дал комментарии по поводу своей шпионской карьеры и отношений с российским президентом. Гамер написал, что его клиент никогда не предпринимал попыток инфильтрироваться в банк и не вербовал агентов для этой цели. "Он никогда не покупал и не продавал секреты, не организовывал кражу информации разведывательного характера о банках в целом и Dresdner Bank в частности", - написал Гамер в ответ на вопросы о шпионской деятельности Варнига.

Гамер также написал, что Варниг не сотрудничал с КГБ и не имел с ним никаких контактов. В письме утверждается, что Варниг познакомился с Путиным в 1990-х годах в Петербурге, а не в 1980-е годы. При этом Гамер не отрицает, что Варниг был агентом "Штази".

После того как в феврале стала достоянием гласности информация о предыдущей деятельности Варнига, его карьера в Dresdner пошла в гору. В марте он получил повышение и стал президентом ЗАО Dresdner Bank, представляющего отделение Dresdner Kleinwort Wasserstein в России и СНГ. Он стал также президентом комитета менеджеров Dresdner Kleinwort Wasserstein по региону. Ранее Варниг был президентом ЗАО Dresdner и возглавлял его управленческий комитет. Dresdner Bank AG является подразделением немецкой страховой компании Allianz AG.

Представители Dresdner утверждают, что повышение позволит Варнигу сосредоточиться на заключении сделок. "Оно освобождает Маттиаса от повседневного руководства коммерческим банком, - заявил Боб Форсман, возглавляющий инвестиционный отдел Dresdner Kleinwort Wasserstein в Москве. - Нам он нужен в качестве президента, занимающегося стратегическими сделками".

Информация о карьере Варнига в "Штази" возникла из архивов тайной полиции, открытых после объединения Германии в 1990 году. Архивисты утверждают, что "Штази" пыталась уничтожить информацию о своей деятельности, хранящуюся на жестких дисках. Но в 1990-е годы диски были частично восстановлены, и исследователи получили возможность увидеть, что происходило.

В случае Варнига была восстановлена 161 страница. В основном эти документы посвящены оценке главным управлением "Штази" в Восточном Берлине информации, которую поставлял Варниг. В документах указывается тема, источник, важность, достоверность, секретность, получатели. Остальные страницы - это его личное дело, из которого видна карьера человека, сформировавшегося в "Штази", куда он пришел в возрасте 19 лет и где работал до роспуска этой организации после падения Берлинской стены в 1989 году.

Из документов ясно, что поначалу он занимался рутинной работой, а затем получил кличку "Экономист" и перешел в департамент, задачей которого была кража секретов, связанных с разработкой военных самолетов и ракет в Западной Германии. В сентябре 1977 года он поступил в экономический колледж в Восточном Берлине, оставаясь на службе с сохранением зарплаты. Тогда он начал заниматься вербовкой.

Причем Варниг славился нетрадиционными методами вербовки: он не апеллировал к коммунистической идеологии, а завязывал личные отношения.

В одном случае Варниг отправил женщину из ГДР к родственнику ее мужа, авиационному инженеру из Эссена, Западная Германия. Она должна была воспользоваться легендой о том, что приехала в ФРГ на промышленную ярмарку, сообщил Франк Вейгельт, курировавший работу Варнига в середине 1980-х годов. "Мы велели ей позвонить родственнику и сказать: "Я ни при каких обстоятельствах не должна выходить с территории ярмарки, но, конечно, я предпочла бы приехать к тебе", - сказал Вейгельт. В последующие месяцы они встречались несколько раз, затем она познакомила инженера с Варнигом, который предложил ему работать на "Штази". В то же время адвокат Варнига в своем ответе написал, что его клиент не использовал секс, чтобы заманивать людей в ловушку.

В 1986 году Варниг получил новую кличку "Артур" и назначение в торговую миссию ГДР в Дюссельдорфе. В числе его главных объектов были банковская отрасль и Dresdner. 22 апреля 1987 года Варниг прислал донесение, в котором сообщал, что обсуждал с сотрудником Dresdner Bank инструкции COCOM. Это было международное соглашение стран Запада об эмбарго, предотвращающем экспорт важных технологий в страны Восточного блока. Это было одно из восьми донесений Варнига, касающихся финансов и экономики. Их источником был агент, имя которого хранилось под грифом "государственная тайна".

16 января 1989 года Варниг прислал 37-страничное донесение о деятельности Dresdner Bank. Текст донесения восстановить не удалось. 21 февраля 1989 года от Варнига пришло донесение о политике Dresdner Bank в сфере экспорта в страны Восточного блока, пишет The Wall Street Journal.

Через несколько недель Варниг вернулся в Берлин на церемонию, где его чествовали за успехи в вербовке. В августе его наградили почетной серебряной медалью, а в октябре - золотой "за образцовую службу, дисциплинированное выполнение ряда обязанностей, направленных на укрепление безопасности рабоче-крестьянского государства". В ноябре 1989 года рухнула Берлинская стена, а в феврале следующего года подразделение Варнига было расформировано. Спустя месяц Варниг устроился на работу в Dresdner Bank. После объединения Германии немецкий суд вынес решение, что бывшие граждане ГДР не несут уголовной ответственности за шпионаж в пользу своей страны.