Moscow-Live.ru

С середины июля цена на российскую нефть марки Urals опустилась со 137 до 59 долларов за баррель. Под нажимом государства нефтекомпании объявляют о параллельном снижении цен на бензин. Цены на автомобильное топливо они снижают на единицы процентов, в то время как в марте 2007 года при сопоставимых ценах на нефть автомобильное топливо в РФ стоило почти на четверть дешевле – 17,7 против 22,8 рубля за литр, пишет во вторник "Независимая газета".

Накануне "Лукойл" объявил о новом снижении цен на нефтепродукты на 3–8%. "Если и в дальнейшем цена на нефть будет падать, наша компания, следуя тенденциям рынка, будет снижать розничные цены на нефтепродукты на основе экономических принципов ценообразования", – заявил президент компании Вагит Алекперов.

- Между ценой нефти и стоимостью бензина нет прямой зависимости
- - Население платит за низкую эффективность российских НПЗ и аппетиты нефтяников

По словам представителей "Лукойла", "снижение розничных цен на нефтепродукты обусловлено изменением рыночной конъюнктуры в результате падения мировой цены на нефть и соответственно в России, а также в связи с сезонным сокращением спроса". Как известно, 16 октября Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила крупнейшим нефтяным компаниям под угрозой применения санкций снизить оптовые и розничные цены на нефтепродукты в соответствии с рыночными условиями. В результате "Газпром нефть", ТНК-BP, "Роснефть", "Альянс", "Татнефть" и "Московская топливная компания" снизили цены на бензин на собственных АЗС в среднем на 1 рубль. "Сургутнефтегаз" пообещал снизить цены на 8% и больше в зависимости от вида нефтепродуктов.

Между ценой нефти и стоимостью бензина нет прямой зависимости

Между тем сокращение цен на 3–8% кажется слишком скромным. Действительно, если мировая цена российской нефти Urals опустилась до 59 долл. – такой она была в марте 2007 года, – то логично ожидать, что и внутренние цены на бензин также вернутся к прошлогоднему уровню или с учетом инфляции будут чуть выше. Ведь налоговые условия с того времени не менялись. Другими словами – бензин в России должен подешеветь примерно на 5 рублей по сравнению с уровнем середины октября 2008 года. Однако нефтяники отвергают такую логику.

"Падение мировых цен на сырую нефть условно на 40%, или на 200 долларов за тонну, сокращает издержки нефтепереработки (НПЗ) и розницы на те же 200 долларов. Однако относительно конечной цены нефтепродуктов это сокращение составляет уже не 40%, а только 20%, поскольку цена бензина выше цены сырой нефти», – поясняет замначальника департамента инвестиционного анализа "Лукойла" Геннадий Красовский. Поэтому ожидать двукратного снижения цен на бензин вслед за падением вдвое мировых цен на нефть не приходится.

Парадокс с разницей внутренних цен на бензин весной 2007-го и осенью 2008 года при одинаковых мировых ценах Красовский объясняет растущим спросом, ростом издержек, а также необходимостью возврата вложенных в реконструкцию НПЗ инвестиций. "За последние годы издержки нефтяных компаний выросли до 100%. Кроме того, были сделаны инвестиции для повышения экологических свойств нефтепродуктов", – объясняет Красовский.

Население платит за низкую эффективность российских НПЗ и аппетиты нефтяников

"Высокая концентрация производства и вертикальная интеграция отрасли определяют слабую конкуренцию, что тормозит снижение цен. Но низкая конкуренция – это только один из факторов, влияющих на стоимость бензина. Сейчас снижению цен препятствует инерционность отрасли, которая перерабатывает купленное ранее дорогое сырье", – считает начальник аналитического управления "Открытия" Халиль Шехмаметьев.

По его словам, более 10% от себестоимости бензина на НПЗ зависит от выросшей зарплаты, еще до 5% приходится на амортизацию нового оборудования и более 10% – на подорожавшую энергию. "Однако принцип, когда эффективность является единственным критерием работы нефтяников, в России фактически не действует, в том числе и по политическим причинам", – отмечает Шехмаметьев.

"Цены на нефтепродукты в условиях полноценной рыночной экономики должны определяться не желанием ФАС или нефтяных компаний, а рынком. Сейчас рынок диктует снижение цен, но они искусственно удерживаются на высоком уровне. В условиях неразвитой конкуренции и отсутствия механизма рыночного ценообразования возникают искушения получать сверхприбыли. В этой ситуации ФАС не остается ничего иного, как реагировать административными методами", – говорит аналитик компании "Капиталъ" Виталий Крюков.

По его словам, при снижении цены на нефть маржа нефтяников от продажи нефтепродуктов в рознице только увеличивается. И было бы грубейшей ошибкой оправдывать раздутые цены на нефтепродукты на внутреннем рынке убыточностью экспорта. Это порочная практика, которая в первую очередь негативно сказывается на населении. Население не должно платить за невнятную антимонопольную политику, низкую эффективность российских НПЗ и аппетиты нефтяников. Адекватное снижение цен на нефтепродукты приведет только к уменьшению сверхприбыли до нормального уровня, считает Крюков.