НТВ

Правительство России утвердило федеральную целевую программу "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008–2011 годы".В течение трех с половиной лет на развитие республики будет направлено более 120,6 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета – 110,7 млрд рублей, пишет РБК daily.

Согласно программе, в 2012 году валовой региональный продукт вырастет на 212,1% по отношению к уровню 2007 года. Если федеральные субсидии не используются эффективно и прогнозируемые экономические показатели не будут достигнуты, то в отношении республики применят финансовые санкции, и субсидирование уменьшится.

Эти цифры считает реальными заместитель председателя правительства Чеченской Республики Зияд Сабсаби. Правительство республики заинтересовано в улучшении инвестиционного климата, утверждает он: "Инвестиции как отечественных, так и иностранных компаний – это самостоятельный и независимый от федерального центра источник средств для Чеченской Республики".

По словам Зияда Сабсаби, среди потенциальных инвесторов – компании стран СНГ, ближнего зарубежья, Средней Азии, Ирана, Китая, Египта и ОАЭ. Однако и после 2012 года основным источником финансирования останется федеральный бюджет, только объем субсидий будет снижен в силу улучшения экономической ситуации.

Чеченская Республика – это единственный субъект России, который получает такие большие субсидии из федерального центра. Но федеральный бюджет – это не единственный источник средств.

Основным источником средств для президента республики Рамзана Кадырова является неформальный фонд Ахмада Кадырова, который пополняется за счет средств самих же чеченцев.

Политической подоплекой субсидирования Чечни из федерального центра эксперты считают сохранение внутриполитической стабильности в регионе. "Создается система договоренностей с Рамзаном Кадыровым, который полностью контролирует ситуацию в Чечне. В результате федеральная власть может особо не утруждать себя чеченскими проблемами", - считает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.

В обмен на стабильность Москва предоставила, помимо финансирования, широкие полномочия региональной власти. Таким образом, одна сторона дает управлять республикой по своему разумению и финансирует это управление, а другая гарантирует, что все будет спокойно.