НТВ

На заседании Мосгордумы в первом чтении в среду была принята поправка в закон "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в Москве".


Несмотря на то, что в столице реализуется программа по сносу пятиэтажного и ветхого жилищного фонда, аварийного жилья в Москве становится все больше. Правительство озабочено тем, куда расселять людей. Согласно принятой в среду поправке в соответствующий закон жильцы центра столицы будут переселяться в другие округа, если их дома будут признаны аварийными вследствие чрезвычайной ситуации, сообщает "Интерфакс". К ним чиновники отнесли удар молнии, землетрясение, взрыв, а также опасность обрушения дома.

Отметим, что опасность обрушения дома может наступить, к примеру, в случае обнаружения трещины, образовавшейся в результате ветхости дома, и в этом случае дом может быть признан аварийным, а жильцов его имеют право отселить на окраину. Но из ветхих домов, которые стоят в очереди на реконструкцию, отселять будут в центр. Выселить жильцов на окраину могут и в том случае, если в доме с деревянными перекрытиями, которых в центре множество, произойдет пожар.


- Скандалы с выселением "ветхих домов" в центре Москвы

- Власти ничего не потеряли, а лишь "поддакнули" общественному мнению

- В Москве отмечен рост аварийного жилья


"Если произошла чрезвычайная ситуация, ударила молния, произошло землетрясение, взрыв, и есть опасность обрушения дома, то в этом случае префект Центрального округа, мэр принимают решение о немедленном переселении в чрезвычайном порядке. Во всех остальных случаях жители центра останутся жить в центре", - пояснил на заседании председатель думской комиссии по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов.

Поправкой предусмотрено, что правило переселения в пределах центра не действует в случае, если жилье признано аварийным и не подлежащим восстановлению по техническим причинам из-за повреждений "в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций".

Москвин-Тарханов отметил, что поправкой исключаются ситуации, когда дом, ветшавший годами, признается аварийным и жителей переселяют из центра в другие округа. "Дом исчерпал свои возможности, грозит обрушение, расходятся полы, сыпятся несущие конструкции, и вдруг приходит комиссия и говорит, что дом аварийный. Если дом ветшал годами, то жители центра все равно останутся в центре", - сказал депутат.


Власти ничего не потеряли, а лишь "поддакнули" общественному мнению


Скандалов, связанных с расселением аварийных домов, теперь может стать меньше. Однако, сделав это послабление, столичные депутаты отказались отменить куда более опасную норму - возможность снести любой жилой дом в целях нового строительства, отмечает Газета GZT.ru.


"Когда речь идет о миллионах долларов, нельзя исключать возможность, что "чрезвычайную ситуацию" создаст заинтересованный инвестор", - считает исполнительный секретарь Комитета защиты москвичей Алексей Навальный.


"Проблема переселения из аварийных домов не так серьезна, как кажется, - также отметил Навальный. - За последние месяцы было не более пяти-шести таких случаев, зато все они сопровождались громкими скандалами. Зачастую попытки расселения под предлогом "аварийности" не срабатывают, жителей не удается выгнать даже после решения судов в пользу властей". То есть, сделав "послабление", столичные власти практически ничего не потеряли и в то же время "поддакнули" общественному мнению, отмечает издание.


Между тем депутаты отвергли поправку, которая предлагала убрать из закона о переселении жителей куда более опасную норму, позволяющую снести дом при необходимости "нового строительства, развития территорий в соответствии с Генеральным планом города Москвы, планами развития округов и районов города Москвы, реализацией городских программ".


"По постановлению мэрии можно снести любой дом - аварийный или новый, так что эта норма затрагивает интересы любого москвича", - считает Навальный.


Впрочем, даже эти "декоративные" поправки вряд ли будут приняты в окончательном чтении. Против выступает мэр Юрий Лужков, представивший свое заключение на думскую инициативу. "С этим предложением нельзя согласиться, – говорится в документе. – При отселении в связи со стихийным бедствием в сжатые сроки нереально подобрать необходимое количество свободных квартир в районе проживания. Кроме того, отсутствуют критерии распределения свободных квартир, когда их недостаточно для предоставления всем претендующим на сохранение района проживания", пишет газета "Коммерсант".

В Москве отмечен рост аварийного жилья


В последние годы в Москве стали расти объемы жилищного фонда, находящегося в неудовлетворительном состоянии, сообщил главный архитектор Москвы Александр Кузьмин на заседании правительства города. Он подчеркнул, что необходимо увеличивать объемы капитально ремонтируемого жилья.

"Если в 40-50-ые годы прошлого века ежегодно строилось до полумиллиона кв. метров жилья, то с начала хрущевского периода индустриального домостроения строили до 7 млн кв. метров жилья каждый год, а затем перешли на показатель 4 млн кв. метров в год", - отметил Кузьмин.

По его словам, если серьезно не заняться сохранностью жилищного фонда начала индустриального домостроения, то через 10-15 лет "это станет серьезной проблемой для города".

Кузьмин рассказал, что согласно генплану развития города к началу 2006 года в городе должно было быть 204,8 млн кв. метров общей площади жилого фонда, а построено на 2 млн больше. Однако обеспеченность жилищным фондом планировалась на начало этого года 23,8 кв. метров общей площади на одного жителя, а фактически составила 19,8 кв. метра.

Главный архитектор связал это с тем, что в генплане, который был разработан в конце 90-х годов, не учитывались реальные прогнозные показатели по приезжим.

Кузьмин сообщил, что в сложившейся части города от общего объема в прошлом году строилось 80% жилья. При этом почти 60% нового строительства составляли дома, построенные по индивидуальным проектам. "Эти дома имеют свое лицо, свою архитектуру", - сказал главный архитектор.

Однако, по его словам, есть небольшое отставание по сносу пятиэтажного и ветхого жилищного фонда. Так, с начала реализации этой программы в 1995 году до начала 2006 года было снесено лишь 4,5 млн кв. метров ветхого жилого фонда, а планировалось снести 5 млн кв. метров.

Скандалы с выселением "ветхих домов" в центре Москвы


В 2000 году дом 6 в Варсонофьевском переулке в Москве включен в список аварийных. В феврале 2002 года жильцы обратились в Мещанский райсуд с иском о несправедливости выселения, но дело не дошло до рассмотрения, и большинство людей покинули дом. От переезда отказался преподаватель Валерий Тарасов. 14 августа 2002 года судебные приставы силой вывели его из квартиры, несмотря на противодействие поддерживавших его коллег по работе и бывших соседей.


С 2002 года власти Москвы пытаются расселить жителей шестиэтажного дома (1908 года постройки) по адресу Садовническая набережная, 9, строение 3. На его месте планируется построить элитный жилой комплекс. В мае 2006 года инвестпроект комплекса приобретен "Мосстройреконструкцией", которая предлагает жителям дома переехать в Бутово или Марьино. Судебные тяжбы продолжаются.


В 2003 году власти Москвы приняли решение о реставрации дома 5 в Молочном переулке, который являлся фамильным домом художника Евгения Филатова и входил в реестр памятников архитектуры. Художнику предписано поменять жилище на "двушку" на окраине. Причиной выселения стала неспособность художника доказать право собственности. Судебные тяжбы продолжаются.


В мае 2006 года мэрия постановила снести жилой дом по адресу Хилков переулок, 3, а освобождаемый участок передать ООО "Столичное подворье" "в качестве компенсации". Дом был признан аварийным, хотя годом ранее жильцы на свои средства произвели его ремонт. Возмущенные жители отказались покинуть свои квартиры и создали общественное движение "Оставьте нас в покое", объединившее более 2 тыс. москвичей. Члены движения направили обращение к президенту с жалобой на действия столичных властей. Оттуда документы поступили в прокуратуру Москвы, которая передала их в УФАС Москвы. В октябре ведомство начало проверку жалобы.