saga.ua

Январский выпуск журнала "Фома" опубликовал интервью с главой представительства Московского патриархата при Совете Европы, настоятелем храма Всех Святых в Страсбурге игуменом Филиппом (Рябых), в котором он заявил о намерении Русской православной церкви (РПЦ) бороться с международным бизнесом, связанным с суррогатным материнством.

"Мы обязаны не допустить "оптового заказа" детей нашей страны. Для этого мы должны, во-первых, представить в Совет Европы нашу экспертную оценку ситуации, она составляется с помощью юристов. А во-вторых, донести до Совета, что думают о проблеме в российском обществе, на Украине и в других наших странах", - приводит "Интерфакс" слова игумена.

Как заявил отец Филипп, для этого возглавляемое им представительство старается широко информировать людей об этой проблеме.

"Совет Европы всегда подчеркивает свою демократичность, общественная реакция для него важна. Кроме того, велики шансы, что нас в нашей оценке поддержат другие религиозные организации", - заявил он.

Священник отметил, что "западные ученые и юристы глубоко исследовали вопрос и поняли, что суррогатное материнство подразумевает отношение к женщине как к станку, инкубатору". По его словам, "это остановило Италию, Францию, Германию и ряд других стран". "Что же касается нас... Думаю, положения о суррогатном материнстве были пролоббированы людьми, желавшими устроить этот бизнес", - считает он.

Представитель РПЦ сообщил, что в Страсбургском суде в настоящее время рассматривается заявление итальянской пары, у которых ребенок от российской суррогатной матери. В Италии, где суррогатное материнство запрещено, родительские права на этого ребенка, полученные парой в России, не признали.

"Если они выиграют дело, что будет? Это будет прецедент, который означает, что Россия, Украина, другие страны, где не запрещено суррогатное материнство, становятся легальным рынком по вынашиванию детей для всей Европы. Наши женщины будут рожать, иностранцы будут увозить новорожденных, и мы таким образом начнем поднимать демографию во всей Европе, кроме собственных стран", - заключил игумен Филипп.

Напомним, что в России суррогатное материнство было легализовано благодаря закону "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", принятому в ноябре 2011 года и вызвавшему неоднозначную реакцию в обществе.

До этого в российском законодательстве такого понятия вообще не существовало, хотя сам институт суррогатного материнства де-факто был, правда, реализовывался в виде "черного рынка".

Против института суррогатного материнства выступала Церковь. В СМИ высказывались опасения, что в случае легализации этой услуги Россия станет плацдармом для женщин, которые будут рожать детей на Запад. Критики также отмечали, что новый закон никаким образом не закрепляет права и обязанности биологических родителей и суррогатной матери.

Между тем, как пояснил директор Института развития общественного здравоохранения Юрий Крестинский, принятый закон определяет общие принципы и возможности введения суррогатного материнства как такового. Все остальные правоотношения между биологическими родителями и суррогатной матерью выстраиваются в соответствии с Гражданским кодексом России. Кроме того, воспользоваться услугами суррогатной матери по закону могут только те пары, которые не могут иметь своих детей, но не в случае, если женщина просто не хочет портить фигуру.

По словам эксперта, "то, что введение суррогатного материнства необходимо было в России, на мой взгляд, очевидно, в ситуации, когда демографическая политика реализуется в стране крайне слабо, когда есть проблемы с рождаемостью, с вынашиваемостью". Он отметил, что положительных результатов от введения института суррогатного материнства в РФ "будет гораздо больше, чем побочных эффектов".