Архив NEWSru.com

Круглый стол на тему "Перспективы развития межрелигиозных отношений в России" прошел сегодня в Москве в рамках пресс-клуба РИА "Новости".

В дискуссии приняли участие заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) протоиерей Всеволод Чаплин, руководитель аппарата Совета муфтиев России (СМР) Харис Саубянов, заведующий отделом наук Духовного управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР) Фарид Асадуллин, председатель Российского объединенного союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ) епископ Сергей Ряховский, Главный раввин России Берл Лазар, генеральный секретарь Конференции католических епископов священник Игорь Ковалевский, председатель комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Попов, заведующий сектором исламоведения в Институте востоковедения РАН, профессор МГИМО МИД РФ Алексей Малашенко, заведующая кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы Ольга Васильева, президент фонда "Российский общественно-политический центр" Алексей Салмин, ответственный редактор издательского совета РПЦ Сергей Чапнин, главный редактор журнала "Фома" Владимир Легойда.

Участники встречи высказали мнения по вопросам межконфессиональных отношений в Российской Федерации, формирования религиозной терпимости и взаимного уважения к представителям других религий, совместного противодействия радикализму и экстремизму в сфере религиозных отношений.

Дискуссию открыл Харис Саубянов, который охарактеризовал наше время как "ренессанс межрелигиозного общения". Он отметил успешную деятельность Межрелигиозного совета СНГ, образованный весной 2004 года, в который входят духовные лидеры православия, ислама, иудаизма и буддизма. "Создана модель взаимодействия, которую можно взять на вооружение во всех сферах деятельности СНГ", - сказал Саубянов.

По его словам, сегодня духовные лидеры традиционных религий России и Содружества совместно обсуждают актуальные проблемы, касающиеся жизни верующих. В частности, социальную помощь нуждающимся, религиозное воспитание и образование, экономические вопросы и глобализацию.

"Нас взволновали террористические выступления отдельных псевдоисламских организаций", - сообщил Саубянов. Он особо отметил, что одной из причин этих выступлений могла послужить агрессия США против Ирака. "Мусульманский менталитет не рассчитан на давление извне", - пояснил представитель Совета муфтиев.

Роль Межрелигиозного совета России в организации и укреплении диалога между "традиционными" религиями России высоко оценили многие участники обсуждения.

По убеждению Всеволода Чаплина, уровень межрелигиозного сотрудничества в России - один из самых высоких в мире. Он "более высокий, чем в странах Западной Европы, где тема христианско-исламских и христианско-иудаистских отношений является очень сложной", - подчеркнул представитель ОВЦС МП.

По его словам, созданная в России модель межрелигиозного диалога "очень эффективна и перспективна". "Эта модель решительного отказа от смешения вер. Идея объединения религий в одну синкретическую религию, появившуюся в 1960-е годы, окончательно провалилась, ушла в прошлое", - подчеркнул Чаплин. "Диалог религий эффективен, когда является диалогом целостных мировоззрений, когда предполагает отказ от прозелитизма и смешения вер ради достижения каких-либо земных целей", - заключил представитель Московского Патриархата.

По его мнению, "сегодня очевидно, что идея поликультурного общества потерпела крах". На это, как считает замглавы ОВЦС МП, указывает ситуация на Балканах, где не удалось заставить православных и мусульман уживаться друг с другом, а также возведение стены на Ближнем Востоке, которая должна разделить Израиль и Палестину.

В этих условиях, отметил Всеволод Чаплин, "диалог религий должен иметь целью не попытку заявить, что все религии равны и истинны, а попытку найти сферы для сотрудничества между разными людьми, которые убеждены, что только их религия истинна".

При этом священник призвал представителей других христианских конфессий, в частности католиков, осторожнее выступать за "толерантное отношение" к смене веры. По убеждению Всеволода Чаплина, "для многих верующих смена религии - хуже смерти, самая большая трагедия, которая может произойти".

По мнению Главного раввина России Берла Лазара, диалог религиозных лидеров должен быть примером для всех верующих.

"Те отношения, которые складываются сегодня между духовными лидерами в России - это хороший знак и пример для простых верующих", - сказал раввин.

"Видя, что происходит сегодня на Ближнем Востоке, в Ираке, нам нужно вести профилактическую работу - чтобы люди видели, что есть ценности, которые нас объединяют", - подчеркнул Берл Лазар.

По его словам, межрелигиозный диалог сегодня отсутствует во многих странах Запада, где у конфессий существуют проблемы в отношениях с законодателями. В качестве примера Лазар привел Францию, где "издан закон, лишающей людей права надевать традиционную для верующих одежду" и где "антисемитизм сегодня поднял голову".

Главный раввин России отметил, что главная цель религиозных лидеров - обучать добру верующих, а главные задачи совместной деятельности "помогать российскому обществу и государству в решении социальных и экономических проблем, воспитании подрастающего поколения".

"Межрелигиозное сотрудничество не сводится к смешению и объединению религий, вопреки стереотипному обыденному представлению", - заявил на круглом столе представитель Римско-католической церкви в России священник Игорь Ковалевский.

По его словам, взаимодействие религиозных лидеров разных конфессий имеет очень важный практический, общественный аспект. "Он включает социальное служение, которое пока в России недостаточно разработано", - считает Ковалевский.

"Наша Церковь имеет огромный опыт социального служения, и мы готовы делиться им с нашими православными братьями в интересах российского общества", - сказал он.

Игорь Ковалевский отметил, что практический аспект межконфессионального взаимодействия предполагает просветительскую деятельность. "Мы должны устранять ложные стереотипы о религиях в обыденном сознании. Например, неверен стереотип о том, что современная западная культура - это католическая культура", - сказал Игорь Ковалевский.

Он отметил также, что "государство должно совершенствовать законодательство о свободе совести и быть гарантом этой свободы (свободы исповедовать любую религию, быть атеистом или изменять религиозные убеждения)".

Российские протестанты, которых сегодня в стране два миллиона, должны участвовать в межрелигиозном диалоге, считает председатель Объединенного союза христиан веры евангельской епископ Сергей Ряховский.

Ряховский согласился с высокой оценкой, которую участники "круглого стола" дали общему уровню межрелигиозного сотрудничества в стране. "Однако неплохо было бы подтянуть к этому диалогу и некоторые другие конфессии, в деятельности которых также отражена духовная жизнь России", - отметил Ряховский.

Это замечание касалось Межрелигиозного совета России, в который, как известно, входят духовные лидеры только четырех конфессий (православия, ислама, иудаизма и буддизма), признанных российским законодательством "традиционными" для России.

Сергей Ряховский подчеркнул, что российский протестантизм не является некоей новой конфессией, а тем более - продуктом "экспансии Запада". Протестанты, заявил он, "являются частью российского общества. Это россияне, которые имеют давнюю традицию быть протестантами. Я не могу назвать это новой конфессией, потому что я, например, протестант в четвертом поколении", - пояснил Ряховский.

Значительное внимание выступавшие уделили проблеме толерантности во взаимоотношениях между представителями различных конфессий. Игорь Ковалевский напомнил присутствующим, в частности, о том, как переводится на русский язык латинское слово tolerare - нести на себе. Религиозные общины должны, заметил он, ссылаясь на слова апостола Павла, "нести на себе бремена друг друга" (Послание к Галатам, 6; 2). Однако следование этому принципу, по словам Ковалевского, дается с трудом.

О том, что государственная политика в области религиозной толерантности еще не выработана, говорила Ольга Васильева. По ее словам, сделать это крайне трудно из-за отсутствия полных аналитических данных о религиозных организациях в регионах.

Алексей Малашенко считает, что толерантности не способствует "жесткое деление" религий на "традиционные" и "нетрадиционные". Если вспомнить историю, заметил, в частности, он, то в VII веке ислам вряд ли можно было назвать традиционной религией. На взгляд ученого, укоренению толерантности в общественном сознании препятствуют также "перегибы" в борьбе с исламским радикализмом и экстремизмом. "Нельзя оскорблять весь ислам", - предостерег Малашенко.

По мнению Владимира Легойды, о межконфессиональной толерантности можно говорить только в связи с "первостепенной" проблемой религиоведческого образования. Религиоведческое образование, продолжил Сергей Чапнин, возможно при хорошем религиозном воспитании; религиоведческое образование не должно вытеснить религиозное, считает он. Кроме того, сереьзная задача в воспитании религиозной толернатности стоит перед медиаструктурами, от взвешенной позиции которых может здесь многое зависеть.

О подготовке учебника "Религии в России" для факультатива 8-9-х классов рассказала Ольга Васильева.

Касаясь вопроса религгиозного образования, протоиерей Всеволод Чаплин заявил, около 20% школьников России получают знания о той или иной традиционной религии. "И это не приводит ни к каким межконфессиональным конфликтам, а напротив расширяет сотрудничество", - отметил он.

"В 20 с лишним регионах в качестве предмета по выбору (в сетке часов) преподаются основы православной культуры. В целом в ряде регионов преподаются основы ислама и основы иудаизма", - добавил Чаплин.

Он подчеркнул, что "мировоззрение, которое преподается детям, должны определять не государство и не школа, а семья ребенка".

Всеволод Чаплин сообщил, что в настоящее время "идет работа над учебником, который рассказывал бы обо всех религиях".

"В школах должен быть выбор учебника: обо всех религиях, об одной отдельной или о дарвинизме", - отметил представитель Московского Патриархата.

Как сообщили агентству "Благовест-инфо" сотрудники пресс-центра РИА "Новости", которые являются инициаторами круглого стола, он ни к чему не приурочен: "Просто мы давно не собирали религиозных лидеров для обсуждения важных проблем".