Как и всякий праздник, 8 марта предоставляет возможность вынырнуть из потока неосознаваемых в своей доведенной до автоматизма повторяемости будней и попытаться осмыслить те или иные грани нашего бытия. В канун Международного женского дня корреспондент сайта "Мир религий" обратился к религиозным лидерам пяти мировых религий с приличествующими любимому на одной шестой суши празднику вопросами. Ну и, конечно, попросил священнослужителей выказать пожелания прекрасному полу.
Вопросы эти, хоть они и были спровоцированы предстоящим праздником, являются отнюдь не праздными. Сфера религии, увы, обрастает мифами и традициями, не всегда объяснимыми и разумными с точки зрения здравого смысла. Не секрет, что изначальное учение любой религии в повседневном быту, как правило, искажается в угоду эгоистическим потребностям тех или иных социальных групп. Затеянный разговор о женщинах должен хоть в какой-то степени прояснить, что же говорят священные писания о слабом поле, какое место в современном мире ему отводят. Любопытно, что разные религиозные традиции обнаруживают больше общего, нежели различий. Нехитрый вывод напрашивается сам по себе: барьеры между религиями, порой непреодолимые, создал не Творец, а разделяющие ради того, чтобы властвовать, люди.
Итак, духовные лидеры поздравляют женщин в канун их праздника и высказывают свое мнение по поводу довольно распространенного убеждения, что религия насаждает патриархальные ценности, согласно которым женщине отводится второстепенная, подчиненная и унизительная роль. Так ли это? Какая роль отведена женщине в той или иной религиозной традиции? И могут ли женщины в условиях современного мира строго следовать всем правилам и предписаниям, которые содержатся в священных книгах?
Секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества Михаил Дудко: от женщины, от ее самоотверженности, во многом зависит будущее и Церкви и человечества в целом в силу того, что давать новую жизнь – это ее исключительное право
Разговоры о том, что религия унижает женщину, безосновательны, достаточно посмотреть, как почитается женщина в нашей религиозной традиции. В христианстве наиболее почитаемой является Дева Мария. Уже это одно не дает возможности обвинять Церковь, православие в том, что они принижают достоинство женщины. Достоинство Девы Марии по нашему учению превосходит не только всех святых, но и ангелов. Сам факт столь высокого почитания женщины говорит о многом – никто из тех, кто прославляет Деву Марию, не станет унижать женщину только за то, что она женщина.
Многие упреки, нам адресованные, связаны с тем, что традиционная христианская нравственность очень часто расходится с пониманием дозволенного, которое мы сегодня видим в отношениях мужчины и женщины. Но я бы не сказал, что это противоречие между светским и православным пониманием. Это противоречие между религиозным и секулярным типом сознания. Мы, основываясь на божественном откровении, живем по тем нравственным нормам, которые зафиксированы в наших священных книгах. Поэтому мы никогда не согласимся, что женщина или мужчина имеют право на беспорядочную, незаконную сексуальную жизнь, что аборты – это нормально, что допустимо "семейное" сожительство женщины с женщиной, мужчины с мужчиной. Подобные "права" мы считаем греховными.
Женщина, по нашему мнению, чувствует себя более защищенной в традиционной верующей семье. Она знает, что развод недопустим, что недопустимо искать приключений на стороне, что супруги обязаны хранить верность друг другу до самой смерти. Очевидно, что чувство надежности весьма востребовано женщинами и его, повторюсь, может дать только религиозная семья.
В православии женщины являются полноправными членами Церкви. В священном писании говорится, что во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни мужеского пола, ни женского. Разумеется, это не отменят физиологических различий между полами, но подчеркивает равноправие мужчины и женщины, их равное достоинство во Христе. Очень часто нам задают вопрос, возможно ли женское священство в Церкви?
Традиционно священство в Православии мужское, поскольку священнослужитель являет верующим образ самого Христа. Как бы мы не относились к правам женщин, фактом остается то, что Иисус Христос пришел в мир в мужском образе.
Образ жизни, который предлагает Церковь как мужчине, так и женщине, не принадлежит к какому-то времени, месту или культурной традиции. Христианский образ жизни противоречил образу жизни Римской империи первых веков, в равной степени он противоречит нравам современного светского общества. Это образ не иного времени, а иного мира. Мира, к которому стремится каждый верующий христианин. Так что во все времена находились мужчины и женщины, которые шли по духовному пути. Я знаю очень многих женщин, которые не находят этот путь унылым, скучным, не соответствующим их высокому достоинству.
Хотел бы пожелать женщинам, помнить о своем достоинстве, о своем высоком предназначении. Всем нам стоит задуматься над тем, что от женщины, от ее самоотверженности, во многом зависит будущее и Церкви и человечества в целом в силу того, что давать новую жизнь – это ее исключительное право. Увы, сегодня на территории христианского мира очень ощутим демографический кризис, и если в этом вопросе ничего не изменится, то мы просто лишим себя будущего. Еще хотелось бы пожелать женщинам, чтобы мужчины, находящиеся рядом с ними, давали им возможность исполнять свою высокую миссию, являлись их помощниками и защитниками.
Генеральный секретарь Конференции католических епископов России Игорь Ковалевский: Кроме догматической традиции, основанной на вероучении, есть еще и традиция историческая, связанная с культурой и определенными практиками. Она то и претерпевает изменения, и ничего в этом предосудительного нет
Иудео-христианская культура оценивает достоинство женщины весьма высоко. Достаточно прочитать начало Книги Бытия, как Господь сотворил мужчину и женщину. Кстати, в иврите это однокоренные слова: иш – мужчина и иша – женщина. Книга Бытия подчеркивает равенство полов.
Если говорить о роли женщин в нашей религиозной традиции, то стоит, прежде всего, заметить, что женщины являются главными прихожанами не только католических храмов, но храмов других религий. Женщины традиционно являются хранительницами домашних ценностей, хранительницами домашнего очага и семейных традиций. Поэтому их роль в христианском мире весьма высока.
Что касается правил и предписаний, содержащихся в священных книгах, то многие из них обусловлены существовавшей тысячи лет назад культурой и не являются актуальными сегодня. Понятно, что традиция постоянно развивается. Ведь кроме догматической традиции, основанной на вероучении, есть еще и традиция историческая, связанная с культурой и определенными практиками. Она то и претерпевает изменения, и ничего в этом предосудительного нет. Религия ведь не сводится только лишь к элементу культуры, но с другой стороны она развивается в культуре. Поэтому некоторые религиозные традиции, связанные с местной культурой, также претерпевают изменения. Это относится и к роли женщин в обществе.
В канун праздника хочу пожелать женщинам много радости, много оптимизма и главное, всегда оставаться хранительницами домашнего очага и семейных ценностей.
Председатель Российского Объединенного Союза Христиан Веры Евангельской (Пятидесятники) Сергей Ряховский: Слово Божье говорит, что муж – глава, а жена является помощницей. Но это касается принятия решений, во всем же остальном она равна мужу по достоинству, по душе своей, по своему духу
Мнение, что религия унижает достоинство женщины, не соответствует канонам священных писаний и особенно Евангелия, потому что женщина была раскрепощена Христом. В Евангелии очень четко сказано, что для Царства Божьего нет ни мужчин, ни женщин. Поэтому равноапостольная Мария Магдалина, например, принадлежит к тем, кто первый увидел воскресшего Христа. То есть, роль женщины Христом настолько возвышена, что в христианской семье она равноправна с мужчиной. В протестантских семьях женщина играет колоссальную роль в построении семьи, в церковном служении.
В нашей конфессии есть женщины, рукоположенные в пастыри. В храмах любой христианской конфессии очень много женщин, поэтому в протестантизме им дается возможность реализовать в Церкви эту их набожность, их ревность к Богу. При этом, слово Божье говорит, что муж – глава, а жена является помощницей. Но это касается принятия решений, во всем же остальном она равна мужу по достоинству, по душе своей, по своему духу. Женщина в нашей Церкви ничем не ущемлена, в вопросе нравственных норм и ограничений она занимает то же положение, что и мужчина.
Евангелизм тем и отличается, что мы не используем в качестве руководящих правил, постановлений, книги, которые написаны после Евангелия, всецело опираясь на Благую Весть. Мы учитываем наставления отцов Церкви, учитываем учения известных богословов, но, тем не менее, придерживаемся Слова Божьего. Допускается то, что не противоречит Евангелию, Библии. Например, одежда верующих должна быть той, которую носить современное общество.
Восьмое марта для меня – это, прежде всего, праздник весны, возрождения жизни, праздник наших сестер и матерей. Я поздравляю всех российских женщин, желаю, чтобы они были достойными супругами, дочерьми и матерями. Российские женщины – одни из самых красивых женщин, которых я встречал, путешествуя по всему миру.
Заведующий отделом науки Духовного управления мусульман Европейской части России Фарид Асадуллин: люди, следуя религиозной традиции, возвращаются в свое естественное состояние. Роль женщины заключается в том, чтобы воспитывать детей и охранять семейный покой
Исламское вероучение содержит ряд хадисов, согласно которым место женщины в обществе очень почетно. Социальный статус каждой девочки, родившейся в мусульманской семье, будет настолько высок, насколько корректно истолковывают предписания исламского вероучения богословы и насколько к ним внимательно относится само исламское общество.
Чтобы не быть голословным, приведу пример одного из хадисов, согласно которому "рай находится под ногами матерей". Ряд хадисов говорит о том, что женщина, мать, в исламском обществе оберегается законом и самими устоями мусульманского сообщества. Когда Пророка спросили, кто для тебя главнее, он три раза упомянул имя матери и только на четвертый раз назвал имя отца. Это свидетельствует о том, что ортодоксальный ислам с большим пиететом относится к матери, женщине, хранительнице домашнего очага.
Женщина является полноправным членом общества, исламские каноны гарантируют ей безбедное существование в качестве законной жены. Но если по каким-либо причинам умирает законный кормилец, то согласно брачному договору, который называется акт-уль-завач, женщина имеет все необходимые средства для безбедного существования.
Мусульманки принимают активное участие в общественной жизни. При каждой из московских мечетей есть инициативная группа женщин, которые занимаются вопросами благотворительности, воспитания детей, преподают основы морали в медресе. Мусульманская женщина в России имеет все условия для самореализации.
Наши женщины, следуя нормам исламской культуры, подают пример другим женщинам, которые сформировались в условиях секулярного общества. Люди, следуя религиозной традиции, возвращаются в свое естественное состояние. Роль женщины заключается в том, чтобы воспитывать детей и охранять семейный покой. В нашей традиции эти каноны чаще всего выполняются, хотя, конечно же, жизнь вещь сложная, бывают разные ситуации.
Я хотел бы пожелать женщинам, чтобы мужья и дети почаще их радовали и создавали все необходимое для того, чтобы они ощущали себя свободно и комфортно.
Председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России раввин Зиновий Коган: современность диктует свое прочтение священных книг. То, что было позволительно или, наоборот, запрещалось тысячу лет назад, сегодня воспринимается по-другому
В иудаизме считается, что женщина более совершенное существо, чем мужчина. Поэтому для женщины существует всего три заповеди, чтобы она становилась лучше. Женщина – хранительница семьи, домашнего очага, она отвечает за образование детей, на нее также возложена миссия соблюдения традиций, связанных с семейной жизнью, праздниками и т.п. Как видим, у женщин обязанностей перед Богом не так много, потому что они более совершенны. У мужчин же заповедей – 613.
Второй важный момент – благодаря женщинам Господь обратил внимание на рабское положение евреев и вдохновил их на выход из Египта. В нашей традиции были женщины-пророки, женщины-судьи, мы знаем, к примеру, книгу Эсфирь.
Конечно, в ортодоксальном иудаизме есть, некие черты фундаментализма, которые не находят поддержки у большинства. Современность диктует свое прочтение священных книг. То, что было позволительно или, наоборот, запрещалось тысячу лет назад, сегодня воспринимается по-другому. Этот обновленный взгляд на традицию очень важен, иначе мы превратимся в какую-то секту. Есть много вещей, на которые иудаизм сегодня смотрит иначе, ведь современность дает женщинам гораздо больше прав.
В преддверии праздника хочу пожелать женщинам, чтобы они активнее осознавали свои права. От этого не только им, но и России будет лучше. Тем более, что она – женского рода.
Постоянный представитель Буддийской традиционной Сангхи России в Москве Санжай-лама: На женщину возлагаются традиционные обязанности хранительницы домашнего тепла, уюта. Ко всему же женщина должна быть мудрой
Женщина – это, прежде всего, мать, ее великое предназначение в том, чтобы давать человеку рождение. И уже из благодарности за это, никто, тем более религия, не имеет права женщину унижать. Впрочем, согласно некоторым восточным учениям, считается, что живое существо, заработавшее хорошую карму, рождается мужчиной, но, невзирая на это, женщина, как мать, все равно превозносится практически всеми религиозными традициями.
В своем отношении к женщине, буддизм не является исключением. На женщину возлагаются традиционные обязанности хранительницы домашнего тепла, уюта. Ко всему же женщина должна быть мудрой.
Что касается строгих религиозных правил и предписаний, обуславливающих поведение женщины, то у нас таких нет. У нас религиозные правила больше относятся к мужчинам. Впрочем, есть элементарные требования, которые, думаю, существуют во всех мировых религиях. Например, входить в храм женщина должна в длинной одежде, скрывающей ее, скажем так, округлые формы. Для тех женщин, которые посещают наши храмы, это предписание не составляет проблемы. Так что никаких противоречий, между современной светской культурой, которую я плохо знаю, и предписаниями священных книг, в данном случае, не возникает.
Женщинам в канун праздника хочу пожелать удачи, благополучия, семейного тепла и уюта, ну и, конечно же, мудрости, которая должна от них исходить.
Президент Центра обществ сознания Кришны в России Бхакти Вигьяна Госвами: Разум, доминирующее логическое начало в этом мире должны обязательно смягчаться эмоциональным женским началом. Мир, лишенный этого женского начала, превратился бы в ад
Безусловно, любая религия наследует определенную традицию, в том числе и социальную. Но, невзирая на все внешние культурные и социальные отличия, в любой религии, вне зависимости от ее патриархальности, есть место для прославления женщины. Изначально женщина является таким же творением Бога, как и мужчина и в любой религиозной традиции есть множество великих женщин. Например, в христианстве есть Дева Мария, Мария Магдалина, в мусульманской традиции есть Хадиджа, первая жена Пророка Мухаммеда. Много женщин, которые возносятся за свою добродетель, за свою святость, есть и в ведической традиции: Кунти, Драупади, в конце концов, сама Шримати Радхарани.
Любая настоящая религия отдает должное женскому началу и таким образом показывает, что женщины, как и мужчины, могут служить Богу. И те женщины, которые всем своим сердцем служат Господу, превосходят даже мужчин, если те забыли о. этом своем предназначении. Поскольку любая религия, прежде всего, имеет дело с отношениями человека с Богом, то во всех религиозных традициях прославляется именно этот идеал – искреннее служение Господу, – вне зависимости от того, кто его проявляет, мужчина или женщина.
Говоря о месте женщины в обществе, нужно вспомнить, что в мире существует два основных начала – мужское и женское. В китайской традиции они называются инь и янь, в ведической – пурушей и пракрити. Соответственно, одно начало является доминирующим, другое – подчиненным. Женская природа в соответствии с этим законом – это природа служения, заботы, жертвенности. Тогда, как мужское начало в творении знаменует собой желание доминировать, завоевывать, оно хочет принимать служение. В соответствии с нашей традицией, все живые существа – и мужчины, и женщины – по отношению к Богу имеют женскую, то есть подчиненную природу. Иначе говоря, все живые существа должны проявлять качества служения и заботы, отказавшись от ложной позиции доминирования в этом мире. Ибо это место уже занято Богом.
Что касается относительного социокультурного аспекта данной проблемы, то в соответствии с нашими представлениями, женская природа проявляется как естественное и присущее каждой женщине стремление заботиться о своих детях и муже, стремление служить им, помогать им, обеспечивать определенный эмоциональный комфорт. Последнее – очень важный аспект женской природы. Она более эмоциональна, нежели мужская природа. Разум, доминирующее логическое начало в этом мире должны обязательном смягчаться эмоциональным женским началом. Мир, лишенный этого женского начала, превратился бы в ад. Поэтому в Ведах женщине отводится очень важная роль – привносить в жизнь красоту, гармонию, эмоциональное начало.
Что касается противоречий, которые существуют между современным секулярным обществом и религиозными предписаниями, то нужно, безусловно, помнить о некой временной условности. Время всегда вносит свои коррективы в те или иные традиции, в наше повседневное поведение. Но в то же время, есть глубинная природа живого существа и все предписания священных книг имеют дело именно с ней. Очевидно, что эти предписания в данном месте, времени и обстоятельствах ни в коем случае нельзя прилагать механически. Для этого в каждой религиозной традиции существует священнослужитель, учитель, который должен понимать глубинную суть изложенного в священных книгах. Он то и обязан давать понимание тех или иных предписаний и помогать реализовать их в современном мире.
Очень важно понимать, что писания предписывают определенный кодекс поведения, соответствующий нашей глубиной природе. И если мужчина или женщина не следуют этим предписаниям, то они не смогут быть счастливыми, потому что не смогут адекватно и гармонично проявлять свою природу. В то же время, эти предписания не должны становиться некой мертвой догмой, время должно вносить свои коррективы. Какие коррективы вносить, а какие нет – это и определяет человек, понимающий глубинную природу писаний.
Искренне желаю всем женщинам быть счастливыми, найти свое место в этой жизни, исполнять свои обязанности в соответствии со своей природой. Я также желаю, чтобы мужчины перестали эксплуатировать женщин, пользуясь их слабостью и своим привилегированным положением. Очень хочется, чтобы тенденция эксплуатации ушла из человеческого общества и на место эксплуатации пришли любовь и забота.