Reuters

Туринская Плащаница, в которую якобы обернули тело снятого с креста Иисуса, снова привлекла к себе внимание ученых. Итальянский историк искусства и реставратор Лучано Бузо пришел к выводу, что она не является подлинным погребальным покровом Христа, но ее нельзя считать и средневековой подделкой.

По убеждению специалиста, Плащаница - это творение Джотто ди Бондоне, знаменитого итальянского мастера эпохи Раннего Возрождения, сообщает британская газета The Daily Telegraph.

Свою гипотезу Бузо изложил в только что увидевшей свет книге. Ученый утверждает, что ему удалось открыть на ткани Плащаницы несколько моментов, которые ранее оставались незамеченными. Так, например, он смог прочесть скрытую подпись Джотто, а также цифры 15.

Лучано Бузо полагает, что эти цифры указывают на 1315 год. По мнению исследователя, художнику именно в этом году было поручено создать точную копию оригинальной Плащаницы, которая за истекшие столетия получила сильные повреждения в ходе ее странствий по Святой земле и Европе.

По мнению Бузо, его тезис, касающийся 1315 года, вполне согласуется с данными современных исследований ткани радиоуглеродным методом, которые датировали материал Плащаницы началом XIV столетия.

В интервью The Daily Telegraph ученый заявил, что оригинальная Плащаница, которой было покрыто тело Христа, вероятно, действительно существовала, но, скорее всего, она со временем истлела, возможно, была потеряна или сожжена после того, как копия Джотто была уже готова.

После нескольких месяцев исследований Л. Бузо пришел к выводу, что число 15 и имя Джотто, которые были скрыты на Плащанице в изображении лика Христа и его рук, это знаки, которыми художник засвидетельствовал свой труд.

Любопытно, что ни один из многих экспертов, которые до Лучано Бузо занимались детальным исследованием Плащаницы, этих знаков не обнаруживали. Дело здесь в том, что число и имя выписаны мазками необычной манеры и почти невидимы для невооруженного глаза, заявил Бузо.

То, что Джотто был избран Церковью для выполнения такого важнейшего задания, представляется совершенно естественным. Джотто - "один из самых известных и самых способных живописцев эпохи Средневековья", сказал ученый.

Как отмечает британская газета, спорная теория Л. Бузо может снова поднять волну дебатов, которые на протяжении долгих лет ведутся вокруг Туринской Плащаницы.

Плащаница оказалась в Европе после эпохи крестовых походов. Согласно одно из гипотез, ее хранителями в XIII-XIV веках были рыцари Ордена тамплиеров. В 1452 году Плащаницу выкупил герцог Людовик I Савойский, хранивший ее в городе Шамбери, где она пострадала в пожаре 1532 года. После переноса столицы Савойского герцогства в Турин в 1578 году Плащаница находится в специальном ковчеге в туринском соборе Иоанна Крестителя. Владельцем святыни является Ватикан.

Как напоминает The Daily Telegraph, в 1980-е годы были проведены исследования Плащаницы методом радиоуглеродного анализа, результаты которых дали повод предполагать, что она является средневековой подделкой. Правда, позже результаты этой экспертизы были оспорены.

Между тем профессор Бруно Барберис, являющийся сегодня хранителем Плащаницы в Туринском соборе, скептически отнесся к выводам Лючиано Бузо. По его словам, физические и химические анализы показали, что Плащаница не является живописным произведением.

Кроме того, считает Барберис, есть длинный список ученых, которые исследовали увеличенное изображение Плащаницы. При этом они разглядели там много такого, чего реально не существует, - и терновый венец, и слова на арамейском, греческом и латыни. "Это похоже на то, когда вы смотрите на луну и находите там глаза рот и нос", - иронизирует хранитель Плащаницы.