Reuters

Неподалеку от того места в Каире, где несколько дней назад на жилой квартал обрушилась скала, тысячу с лишним лет назад жил христианский святой Самаан, особо почитаемый египтянами-коптами, которые в основном населяют этот район. История подвижника, о которой напомнила недавняя трагедия в египетской столице, со ссылкой на ИТАР-ТАСС приведена на сайте Института религии и политики.

Когда-то, согласно церковной легенде, коптский святой Самаан Кожевенник спас тысячи христианских жизней. Он явил чудо, убрав часть горы Мукаттам, возвышающейся над Каиром. 6 сентября этого года чуда не произошло: страшный камнепад, сошедший со склонов Мукаттама, оборвал жизни почти 40 человек. Но предание напомнило о себе.

У подножия горы, недалеко от знаменитой цитадели Саладина, есть место, где впору снимать фильмы о безысходности жизни городских низов периода раннего средневековья. Эта мрачная юдоль нищеты называется Маншият-Насер, неофициально же ее именуют "Pig-City", что как нельзя лучше отражает впечатление от знакомства с каирским "городом мусорщиков".

В 60-е годы XX века в этом месте осели сотни семей "заббалин" – людей, занимающихся очисткой города от продуктов его жизнедеятельности. "Мусорный промысел" традиционно отдан в Каире представителям коптской христианской общины. Сейчас здесь их живет уже более 40 тыс. человек. Зрелище детей и подростков, деловито копошащихся в горах хлама, выбирая и сортируя годные для вторичной переработки отходы, не способствует улучшению настроения. Под стать этим картинам и густой смрад, висящий над Маншият-Насер. Однако иностранцы приезжают сюда вовсе не из мазохистских побуждений. Только проехав через владения "заббалин", попетляв между кучами мусора и получив представление о "чреве Каира", вы сможете увидеть сказочный по красоте комплекс христианских храмов. Они устроены в пещерах Муккатама, либо вырублены прямо в скалах.

Вся обитель, куда ведет "путь скорби", называется монастырем Святого Самаана Кожевенника. Согласно преданию, он жил в X веке, во времена основателя Каира – просвещенного фатимидского халифа аль-Муизза. Будущий святой был сапожником, но истинным его призванием была добродетель: он вставал до восхода солнца и разносил воду в кожаном бурдюке больным и страждущим. Однажды истово веровавший Самаан выколол себе сапожным шилом правый глаз, слишком буквально истолковав слова Иисуса. Спаситель говорил, что взглянувший на постороннюю женщину и почувствовавший вожделение к ней, должен вынуть око во имя спасения души. Примерно это чувство испытал и богобоязненный сапожник, примерявший как-то раз стачанный им сапожок на изящную ножку горожанки. Выхода у него, по его собственному мнению, не оставалось.

Однако подвиг Самаана заключался не в этом. В конце своего правления мусульманский халиф аль-Муизз, любивший религиозные дебаты, призвал тогдашнего коптского патриарха Папу Авраама, а также иудея по имени Иаков Ибн Киллис на очередную дискуссию. Иудей по существу выступил в качестве провокатора. Он процитировал всесильному владыке то место из Евангелия от Матфея, где Иисус говорит своим ученикам: "Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "Перейди отсюда туда", то она перейдет, и ничего не будет невозможно для вас". Так вот, спросил хитрый Ибн Киллис Папу Авраама, можешь ли ты силой своей веры передвинуть гору Мукаттам?

Аль-Муизз поддержал иудея. На том и порешили: халиф дал коптам три дня на совершение этого чуда, в противном случае христианство будет объявлено ложной религией, и коптам придется либо погибнуть, либо покинуть Египет, либо принять ислам. Христиане собрались у подножия Мукаттама и после горячей молитвы, вознесенной ими Господу под руководством Самаана, раздался страшный грохот – часть горы исчезла. Копты были спасены. Но бесследно исчез и сам святой, и до сих по существует коптская поговорка: "Уходи, как Самаан и никогда не возвращайся".

Однако тысячу лет спустя Самаан все-таки вернулся. В 1992 году в одной из церквей Старого Каира на глубине 3 метров нашли глиняный склеп с останками Святого Кожевенника. Вскоре после обретения мощей в одной из пещер Мукатама был заложен гигантский собор его имени. Пещеру расширили, вынув более полумиллиона тонн камня и построив там амфитеатр на 20 тысяч мест. Храма такого размера нет на всем Ближнем Востоке. Сейчас монастырь Святого Самаана включает в себя семь современных церквей и часовен, расписанных работающим в этом месте уже несколько лет польским художником по имени Марио.

За апокалиптическим городом мусорщиков между высокими скалами и синим каирским небом парит фигура Возносящегося Христа. Чуть поодаль в камне высечено Святое семейство, направляющееся в Египет. Вдали – ясли в Вифлееме, где увидел свет Сын человеческий. Все это можно увидеть в мусульманском Каире, где тысячу лет назад копты были спасены Святым Самааном.