В России появился уникальный труд по исламу, отмечает "Российская газета". Речь идет о книге "Жизнь пророка Мухаммада". Один из ее авторов - сириец Тауфик Ибрагим.
В 1966 году он приехал учиться в Москву, остался здесь жить и трудиться на научном поприще. Труд, о котором рассказывает "РГ", недавно получил звание "Книги года", в Отчетном докладе президиума РАН книгу назвали "выдающимся свершением отечественной науки последнего времени".
В основе книги лежала идея написать трилогию о мусульманском взгляде на историю, возникшая у Тауфика Ибрагима и его коллеги - сотрудницы института философии РАН Натальи Ефремовой еще в 1990-е годы. Их имена стоят сегодня на обложке жизнеописания Пророка. Корреспонденты "РГ" побеседовали с Т. Ибрагимом и Юрием Михайловым - главным редактором научно-издательского центра "Ладомир", выпустившего книгу.
По словам Т. Ибрагима, авторы не руководствовались стремлением к тому, чтобы Пророк Мухаммед выглядел более симпатичным, а ислам более приятным. Было желание давать сведения об основателе ислама объективно и во всей полноте.
В книге, по словам Ибрагима, дано лишь классическое мусульманское видение жизни Пророка. Но при этом из повествования ясно видно, что Пророк никогда не организовал ни одного военного мероприятия в агрессивных целях и в целях распространения религии, хотя многие современники думают, что задача ислама - силой распространить верование.
Кстати, как отметил автор, к заключению, что Пророк никогда не распространял ислам мечом, пришел даже богослов XIV века Ибн-Таймиййа, который считается самым ортодоксальным из мусульманских богословов и чуть ли не отцом современных ваххабитов.
Когда Коран читается в малообразованной среде, читатели все время во что-нибудь упираются. И вот в результате возрождение ислама в России часто происходит через догматизацию того, что говорилось в Средневековье. А это не лучшая альтернатива, убежден Ибрагим.
За 15 лет работы над книгой были сделаны любопытные открытия. Как рассказал автор, все они были связаны с чертами Пророка как человека. Например, Мухаммед, соревнуясь, бегал с супругой наперегонки.
"Кто из наших духовных мусульманских лидеров теперь осмелится на такое? Он был скромным. Далеким от всякого формализма. Обладал чувством юмора. Мы добавили в книгу кусок текста о том, как он шутил. Пророк не считал, что богооткровение и религия должны регулировать повседневность. Поэтому и не назначил преемника. Оставил на выбор. Мучительный, между прочим, был выбор. Но в этом и весь смысл. Бог дал нам свободу и разум", - подчеркивает Ибрагим.
Одна из задач книги - показать на исторических примерах, что ислам - толерантная религия. По словам Ибрагима, одним из таких фактов может служить биография великого христианского подвижника - святого Иоанна Дамаскина.
Иоанн Дамаскин жил в халифате, получил там образование и, как прежде его отец и прадед, был фактически министром финансов, чуть ли не правой рукой халифа. Византийский император-иконоборец требовал в письмах к халифу, чтобы тот уничтожил Дамаскина как еретика-иконопочитателя. Ислам, как известно, также не одобряет подобных изображений. Однако святой Иоанн продолжал жить в халифате, писать сочинения в защиту икон, которые распространял по всей Византии. Это, по мнению Ибрагима, свидетельствует "о невероятной толерантности в халифате".
"Подумайте только, у Омейядов (это первые 100 лет ислама) "поэтом дворца" (а поэт тогда был самой важной культурной фигурой) служил христианин аль-Ахтал, демонстративно носивший огромный крест. Пришедшие вослед Абассиды сожалели, что у них уже не было такого дворцового поэта, одного из величайших арабских поэтов, какая разница, что он христианин. А у арабов до сих пор чуть ли не в школе учат его "антиисламские" стихи", - рассказывает автор, приводя еще несколько примеров веротерпимости, которую проявлял Мухаммед. Так, например, одна из его жен была иудейкой, а другая - христианкой. Ни ту, ни другую он не заставлял переходить в ислам.
Главный редактор научно-издательского центра "Ладомир Юрий МИхайлов называет книгу Ибрагима "энциклопедией ислама". На его взгляд, ее полезно будет прочитать не только тем, кто хочет жить по Пророку, считая его совершенным человеком и образцом для подражания, но и тем, кто хочет вести диалог с мусульманами.
По мнению Михайлова, порядок на Кавказе будет наведен тогда, когда потребность в научном знании станет преобладающей среди как мусульман, так и местных властей.
Многие судят о мусульманах по конфликтам на базаре: обвешиванию, которое исламом запрещено, нечистоплотности, тоже запрещенной, по некоторой фанатичности в исполнении ритуалов и небожеском поведении в быту. Эти мнения не соответствуют тому, что ислам представляет собой на самом деле, убежден издатель.
Ислам - это религия книги, а не автомата, сказал Михайлов. Когда показывают людей, которые идут с автоматами "наперевес" или взрывают себя, это не столько свидетельство об исламе, сколько следствие глубокой духовной пораженности этих людей. По его словам, система исламского образования в России должна быть построена так, чтобы мы выращивали русскую интеллигенцию, но среди мусульман.