edictofmilan2013.com

В рамках празднования 1700-летия Миланского эдикта, положившего конец гонениям на христиан, в белградском Национальном театре состоялась премьера оперы In Hoc Signo ("Под этим знаком"), либретто к которой написал сербский режиссер Деян Миладинович, а музыку - итальянский композитор и католический священник, директор Папской Латеранской музыкальной капеллы монсеньор Марко Фризина.

В мероприятии приняли участие президент Республики Сербия Томислав Николич, представители гражданских и религиозных властей.

Марко Фризина рассказал в интервью "Радио Ватикана" о значении этого музыкального произведения, прозвучавшего на юбилейных празднованиях.

По его словам, в 15 сценах оперы рассказывается о жизни императора Константина, "прежде всего в свете ее исторического и культурного значения". Император "указал, что именно христианство принесло обновление и надежду для Римской империи, а также для всего древнего мира", отметил священник.

Отвечая на вопрос журналиста "Радио Ватикана" об экуменическом характере оперы, монсеньор Фризина подчеркнул, что опера In Hoc Signo во многом формально схожа с великими восточными, славянскими операми".

"Это монументальное произведение с большими хоровыми сценами драматического характера, потому что это также драматическая история. Нашим желанием было придать оттенок, с одной стороны, балканского мира с традициями литургической музыки православной церкви, а с другой стороны - элементов григорианского хорала, то есть музыки Запада. Было потрачено много усилий, чтобы воплотить эту встречу в музыке", - рассказал композитор.

"Например, - продолжил он, - в опере есть большая сцена Никейского собора, где звучит Символ веры на греческом и на латыни: два языка переплетаются между собой, переходят один в другой. В итоге эти песнопения исполняются вместе всеми хорами. В этот момент встречаются две души раннего христианства, которые положили начало нашей христианской вере. И для православия, и для католичества важнейшим символом является крест, имевший центральное значение в истории императора Константина".

"Кульминационные сцены - то есть битва у Мульвийского моста и явление знамения креста императору Константину - происходят ближе к концу первого акта. Структурально это не само видение Константина, но некое приближение к нему. Это постепенное созревание, проходя которое, Константин начинает понимать, что роль христиан в империи является важной и фундаментальной", - пояснил автор.

По его словам, "император Константин правил в период "неразделенной Церкви". Отвечая на вопрос о том, что может внести современное искусство в экуменический и межрелигиозный диалог, Марко Фризина отметил: "Искусство преодолевает барьеры и дает возможность выразить великие дела человека и его веры, объединяя людей искусства в экуменической встрече. Также и в нашем случае: мы встретились как два исследователя, увидевших похожие и дополняющие друг друга вещи. Мы обменялись идеями, интуицией, эмоциями, встретились на территории единой веры: веры в крест, в Божью благодать, в надежду, в Церковь... Надеюсь, что это станет первым из многих событий, когда можно будет говорить языком музыки и искусства на эти великие темы: о мире, братстве и еще очень многом. В стремлении к христианскому единству искусство может стать действительно убедительной перспективой".