Газета "Кифа" - известное издание Преображенского содружества малых православных братств, отметила накануне свой юбилей, проведя круглый стол журналистов на тему "В чем реальность церковного возрождения". Встреча прошла 12 октября в помещении библиотеки-фонда "Русское зарубежье", сообщает информационная служба Свято-Филаретовского института.
Собрание открыла главный редактор газеты Александра Колымагина. Далее в своем докладе заместитель главного редактора "Кифы" Александр Буров отметил главные особенности "периодики двухтысячных": вкус к сложным темам и в то же время стремление уйти от конфронтационного дискурса и утешить читателя. В последней черте, на взгляд докладчика, есть как положительные, так и отрицательные стороны: делая излишний акцент на тишине, СМИ во многом перестали бороться за изменение мира, хотя "это нужно было делать, и того не оставлять".
Обратившись вслед за этим к известному мнению, что Церковь часто воспринимается прессой как некое учреждение, позицию которого выражают его начальники, он заметил, что "Кифе" удается справиться с этим искажением видения и понимания церковной жизни – прежде всего потому, что она опирается на опыт живого общинного движения. Он выразил надежду, что православные журналисты смогут внести свой вклад в церковное возрождение и призвал собравшихся подумать о том, что необходимо для этого делать в первую очередь.
Последовавшие за этим докладом поздравления с днем рожденья были очень искренними и совсем не "протокольными". Священник Димитрий Карпенко, заместитель главного редактора журнала "Новый Ковчег", отметил, что "Кифа" – нормальная газета, в которой люди честно пытаются говорить о том, что нас волнует" и поблагодарил редакцию за то, что она не только умеет ставить острые и насущные вопросы о жизни в церкви сегодня, но и успешно предлагает их возможные решения. Он также сказал, что, на его взгляд, главное для любого церковного журналиста – искренне говорить о том, что волнует его самого. Издания, в которых этого нет, которые основаны на "выполнении заказов", нежизнеспособны, они быстро вымирают.
Светлана Солодовник, редактор "Ежедневного Журнала", поздравив "Кифу", отметила, что газета делает чрезвычайно важную вещь: показывает, что церковь – это множество разных живых людей, а не несколько ее официальных представителей.
Андрей Зайцев, обозреватель портала "Религии и СМИ", добавил к этому, что в наше время кризиса соборности "Кифе" удалось преодолеть формат приходского издания и стать на общецерковную позицию.
Последним с поздравлением газете обратился ответственный редактор газеты "Церковный Вестник" Сергей Чапнин, который также передал приветствие от ее постоянного читателя – главы Издательского совета Московской Патриархии протоиерея Владимира Силовьева.
После этого обсуждение вернулось к проблемам церковной журналистики. Среди этих проблем, по мнению Сергея Чапнина, – ограниченность формата и жанра, а также неспособность говорить с людьми церковно и всерьез о повседневных проблемах, которые их волнуют – например, о подорожании продуктов, о дедовщине и т.д. Он призвал православные издания ставить себе задачу быть лучшими в журналистике и пожелал "Кифе" оставаться среди первых.
Встречу продолжил доклад Бориса Колымагина, посвященный сложным взаимоотношениям Церкви и культуры. Прежде всего докладчик представил собравшимся изданный по результатам Филаретовского конкурса (бессменным организатором которого он являлся в течение многих лет) сборник религиозной поэзии и отметил, что это радостное событие наводит одновременно и на грустные размышления: почему так много лет понадобилось для того, чтоб издать небольшую книжку – наверное, это могло бы служить хотя и небольшим, но все-таки примером той невостребованности, с которой сталкивается сегодня культура в среде верующих людей. Как один из показателей сложного пути развития взаимоотношений Церкви и культуры Борис Колымагин упомянул многочисленные шумные конфликты с музеями (Кострома, Рязань, Валаам, Соловки) и призвал присутствующих приложить усилия к диалогу, к тому, чтобы дружить в том числе и с музеями.
Вслед за докладом началась бурная дискуссия, касающаяся в основном проблем современного искусства. Так, Борис Фаликов и Светлана Солодовник отстаивали мнение, что современное искусство даже во многих крайних его проявлениях – это чаще всего именно искусство, находящееся в живом поиске, в том числе религиозном, и стремление контролировать этот процесс "сверху", например, через министерство культуры, бесплодно.
Сергей Чапнин заявил, что подлинное современное искусство сейчас фактически существует в подполье, а то, что нередко раскручивается в СМИ, делается прежде всего ради денег. Димитрий Карпенко и Андрей Зайцев упомянули о тех спекуляциях на религиозной тематике, с которыми приходится сталкиваться в Интернете, и призвали к большей определенности позиции верующих в связи с этими проблемами.
Последовавший за дискуссией доклад Анны Алиевой вернул присутствующих к контексту темы круглого стола. Анализ результатов социологических исследований, связанных с образом православия и церкви в сознании современных россиян, оказался неутешительным. Так, например, те, кто называет себя православными, гораздо больше других респондентов оказались подвержены страхам и суевериям, а образ верующего в массовом сознании связан прежде всего с такими чертами как закрытость, неприветливость и боязливость, при общем положительном отношении к православию и церкви, в повседневной жизни практически никто к ней за помощью и советом не обращается.
Александра Колымагина напомнила о том, что результаты социологических исследований не в первый раз становятся предметом внимания православных журналистов: так, на втором фестивале "Вера и слово" один из наиболее интересных докладов был посвящен иерархии ценностей, характерной для сегодняшнего российского общества. Результаты этого исследования оказались не менее шокирующими: так, даже для тех, кто по многим показателям не только называет себя верующим, но и регулярно посещает храм и участвует в богослужении, вера стоит в ценностной иерархии далеко не на первом месте, уступая здоровью, карьере, семье и дружбе.
Сергей Чапнин призвал с осторожностью относиться к результатам социологических опросов, которые часто не учитывают множества психологических и ситуационных нюансов.
"Все это и говорит о серьезных проблемах нашего церковного сознания, о том, что литургия не воспринимается как общее дело конкретной общины, что нет живой связи между мирянами и священниками и о многом другом, – заметила Александра Колымагина. – Поэтому мы не можем не воспринимать то, о чем сейчас говорим, как задачу прежде всего для себя. Нужно не тиражировать результаты опросов, но делать все для того, чтобы они изменились".
Вслед за этим несколько участников встречи постарались подвести итоги. В ходе этого разговора сотрудник Свято-Филаретовского института Максим Дементьев обратил внимание собравшихся на то, как трудно говорить правду в острых ситуациях, не нарушая при этом церковного единства, но уврачевывая конфликты, а Виктор Аверков, сотрудник молодежного журнала "Мы в России и зарубежье", сделал акцент на диалоге церкви и общества.
Известный церковный деятель и издатель газеты "Община" Александр Огородников, начавший свое выступление с того, что встреча несколько нарушила традицию, связанную с такими изданиями как "Радонеж", "Русский вестник" и "Русь православная", и не началась с поздравления Патриарха изданию-юбиляру, напомнил об историческом контексте темы церковного возрождения, о необходимости всерьез, а не на словах, наследовать опыт новомучеников: "Почему после таких мук, страданий, горячих молитв, воскресений идет серый дождик? Где тот огонь, который должен был возгореться после тех мучений, которые мы прошли?"
Вечер окончился заключительным словом духовного попечителя Преображенского содружества, главного редактора журнала "Православная община" (выходившего в течение десяти лет - с 1991 по 2000 гг.) священника Георгия Кочеткова. Он отметил, что одним из главных достижений "Кифы" стало то, что она всерьез настроена на диалог. Не случайно в ней звучат голоса священников, мирян и многих иерархов, в том числе почти всех членов Священного Cинода. Состоявшийся разговор во многом отразил именно этот настрой: в нем участвовали разные люди, звучали разные, иногда противоположные мнения, но тем не менее разговор состоялся и его участники не противоречили друг другу, даже когда казалось, что они говорили противоречивые вещи, на самом же деле душой они болели об одном. Он пожелал газете сохранять эту диалогичность, так же как и открытость, честность, благоразумие, а главное – свободу, которой она оказалась одарена в большей степени, чем все епархиальные и светские издания, и приносить достойные плоды в ответ на все эти дары Божьи.