Reuters

Взрыв бомбы, разорвавшейся в момент проповеди, с которой поздно вечером в воскресенье обратился к верующим известный в Мьянме буддийский монах Виратху, чуть не погубил выступавшего, которого мусульмане называют "лицом буддийского терроризма".

Взрыв произошел во втором по величине городе Мьянмы - Мандалае, неподалеку от места, где стоял Виратху. Сам он не пострадал, однако пять человек из толпы паломников были ранены, сообщает Reuters, называя инцидент последней вспышкой напряженных межрелигиозных отношений в стране.

Напомним, что с приходом к власти в Мьянме в 2011 году гражданского правительства и ослаблением власти военных на местах в стране регулярно возникают конфликты между мусульманскими и буддистскими общинами.

В 2012 году первые буддистско-мусульманские конфликты начались в штате Ракхайн (Аракан), в районе компактного проживания мусульманского народа рохинджа, расположившегося на юго-западе Мьянмы.

Тогда десятки мусульман-рохинджа погибли, тысячи оказались без крова. В настоящее время тысячи рохинджа, выходцев из Бангладеш, которым Мьянма отказывается предоставить гражданство, ежемесячно покидают Мьянму, погружаясь в деревянные лодки и становясь беженцами в мусульманских странах Юго-Восточной Азии.

В июле 2012 года президент страны Теина Сеина предложил изгнать или поместить мусульман Мьянмы в специальные лагеря, организованные ООН, так как страна не может принять "нелегально въехавших" рохинджа, которые не принадлежат к этническим группировкам Мьянмы.

Буддистские монахи поддержали это предложение и вышли на улицы на массовую демонстрацию.

В стране проживает около 800 тысяч мусульман рохинжда. Они говорят на диалекте, близком к распространенному в соседнем Бангладеше бенгальскому языку. В Бангладеше в то же время проживает всего около 300 тысяч мусульман рохинджа.

Монах Виратху является одним из лидеров борьбы с рохинджа и возглавляет движение "969", которое власти страны называют "символом мира". Он называет себя "бирманским бен Ладеном" и пользуется в Мьянме большой популярностью, отмечает мусульманский сайт "Ансар.ru".

Виратху - настоятель одного из монастырей. У него множество прихожан и последователей не только среди монахов, но и в правительстве, армии, а также среди гражданского населения страны. Журнал Time посвятил ему недавно целое журналистское расследование, вскоре после публикации которого президент Мьянмвы Тейн Сейн выступил в защиту Виратху, заявив, что буддийские монахи являют собой сангху - общину и известны как достойные люди, следующие 277 правилам нравственности и мирно трудящиеся на благо буддизма".

После теракта в Мандалае Виратху заявил, что бомба предназначалась для него, чтобы заставить его замолчать.

Небольшое самодельное взрывное устройство взорвалось в припаркованном неподалеку от места проповеди автомобиле - примерно в 12 метрах от Виратху, заявили представители полиции. Пока никто не взял на себя ответственность за взрыв.

Виратху заявил бирманскому отделению радиостанции "Свободная Азия", что ранее получил звукозапись, на которой неизвестный, о котором монах сказал, что это был мусульманский священнослужитель, угрожал ему смертью.

"Я понятия не имею, кто точно совершил этот взрыв, но это, вероятно, те, кто обычно исполняет террористические акты", - сказал Виратху радиостанции.

Местная полиция усилила меры безопасности в Мандалае.

Взрыв произошел в последний день массовых проповедей, с которыми Виратху выступал уже в пятый раз. Канцелярия президента страны, которая подчеркивает, что власти стремятся способствовать миру, терпимости и единству в этнически разнообразной Мьянме, назвала между тем Виратху "сыном Будды".

Последователи буддизма в Мьянме составляют приблизительно 90% от 60-миллионного населения страны.

Представителей движения "969" обвиняют в активном насаждении антимусульманских настроений в буддийской стране, где два года назад, после ухода военного правительства, были сняты ограничения на свободу слова и собраний.

Как отмечает Reuters, именно буддийские монахи, принадлежащие к движению "969", обеспечивали моральное оправдание волны антимусульманских выступлений в стране, которые сопровождались кровопролитием и способны свести на нет прогрессивные реформы в Мьянме.