Открытие французского ученого, утверждающего, что он обнаружил саркофаг Иакова Праведного - брата Иисуса Христа, должна быть подвергнута более тщательной экспертизе, считают представители Церкви и научных кругов, сообщает РИА "Новости".
Как отметил в беседе с корреспондентом агентства управляющий патриаршими приходами в Северной Америке епископ Зарайский Меркурий, сложно составить представление о характере сделанного открытия по сообщениям прессы. Епископ Меркурий подчеркнул, что к экспертизе находки должны быть допущены представители Церкви. "Было бы уместно привлечь к этому церковных археологов, историков и богословов РПЦ или братских церквей на Святой Земле", - заметил он.
По его мнению, если сообщения прессы соответствуют действительности, речь идет об обнаружении гроба апостола Иакова - брата Божия, который единственный из детей Иосифа был близок Христу и считался учеником Спасителя. После его Воскресения и Вознесения Иаков стал первым епископом Иерусалима, а позднее был низвергнут иудеями с крыла Иерусалимского храма.
Обнаружение его гроба может считаться еще одним подтверждением библейского толкования истории.
Речь идет о находке французского археолога Андре Лемэра. В Израиле в одной из частных коллекций он обнаружил оссуарий (древний сосуд для хранения костей умерших), на котором начертана надпись на арамейском языке: "Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса". По мнению ученого, оссуарий относится к 63-му году нашей эры. Свою уверенность в том, что этот сосуд имеет отношение к брату Иисуса, он обосновывает рядом обстоятельств, и в первую очередь тем, что подобная практика захоронений соответствовала религиозным обрядам иудеев того периода.
Кроме того, проведенная специалистами Института геологии в Израиле экспертиза песчаника, из которого изготовлен гроб, показала, что возраст гроба - около 2 тысяч лет, а следов недавней обработки на нем не выявлено. Соответствует версии Лемэра и характер надписи на арамейском языке - по мнению профессора университета Джонса Хопкинса Кайла Маккартера, особенности высеченного на гробе текста позволяют отнести его к первому веку нашей эры.
Тем не менее многие в научных кругах США считают, что находка вызовет серьезные споры между учеными. Например, Роберт Айзенман, автор книги "Иаков, брат Иисуса", отмечает, что упоминание о брате на гробе вызывает большие сомнения в аутентичности находки. "Зачем надо было добавлять имя Иисуса? Как будто кто-то специально старался, чтобы у нас не возникло никаких сомнений",- считает он.
В свою очередь, как указывает газета "Крисчен сайенс монитор", наибольшие вопросы вызывает тот факт, что находка сделана в собрании раритетов некоего анонимного коллекционера, который молчит о ее оригинальном источнике. Это, по мнению специалистов, может свидетельствовать о том, что найденное является искусно выполненной подделкой, каковыми наводнен археологический "черный рынок".
Даже если сам гроб является аутентичным, остается возможным и то, что упомянутые на нем имена относятся к другим людям. Исходя из статистической модели, разработанной самими же автором находки, в Иерусалиме в тот период могло жить около 20 человек по имени Иаков, отцами которых были Иосифы, а братьями - Иисусы.
В случае же, если подлинность гроба брата Господня будет доказана в научных кругах и признана Церковью, совершенное представителем Сорбонны открытие можно будет отнести к одному из важнейших в истории периода Нового Завета и имеющих прямое отношение к Иисусу Христу.