Пока экономисты и политики пытаются сойтись в едином мнении относительного того, что привело мировую экономику к лихорадке, и выписать рецепты против кризиса, представители различных религий ищут свой ответ на волнующие весь мир вопросы.
Корреспондент портала "Мир религий" обратился к российским религиозным деятелям, представляющим различные духовные традиции, с просьбой прокомментировать те процессы, которые происходят в мировой экономике и последствия которых пока еще трудно предвидеть. В ходе бесед выявилось, пожалуй, одно: не изменив своего отношения к миру и своего образа жизни, человечество вскоре станет участником еще более глобального кризиса зашедшей в тупик цивилизации.
Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин: мировая экономика рискует превратиться в огромную пирамиду, которая рано или поздно рухнет
Одной из многих причин мирового финансового кризиса является то, что деньги, будучи символом человеческого труда и материальных ценностей, сегодня все больше отрываются и от самого труда, и от созданных в его процессе этих самых материальных ценностей. Экономика товаров и услуг все больше отрывается от финансовой экономики, и это приводит к тому, что деньги начинают жить своей, независимой жизнью. Если мировая экономика и дальше будет развиваться в этом направлении, то она в какой-то момент рискует превратиться в огромную пирамиду, которая рано или поздно рухнет.
Поэтому сегодня многие лидеры государств и ученые-экономисты говорят, что необходимо вновь сблизить финансовую экономику с рынком товаров и услуг и установить больший контроль, в том числе и общественный, над финансовым сектором экономики и происходящими в нем процессами. Люди должны иметь возможность влиять на процессы, которые происходят в финансово-экономической сфере.
В любом случае, нынешний кризис является достаточно серьезным, он касается не только частностей, но и самых принципов, самой системы, на которой основана современная финансовая экономика. Не случайно многие религиозные традиции, в том числе православная и исламская, воспринимают ростовщичество, при котором деньги делают деньги, как нечто нравственно сомнительное. Конечно, все мы, в том числе и религиозные общины, пользуемся банками, но поскольку в самой системе дачи денег в рост есть определенная нравственная червоточина, то и контроль над этой системой должен быть особый.
Генеральный секретарь Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский: нельзя теоретически исключить, что нынешний кризис может стать предвестником более глобальных катаклизмов
Фундаментальной причиной нынешнего экономического кризиса является безответственное отношение людей к данным им материальным благам, в том числе и к деньгам. Человеческая безответственность уже не раз приводила к различным проблемам, в том числе и в экономике. Причины этого нужно искать в плоскости этики, поскольку человек призван ответственно пользоваться всем, что имеет, не заботясь о сиюминутном обогащении. Само по себе материальное обогащение не может быть высшей целью отдельного человека и всего общества.
Нельзя теоретически исключить, что нынешний кризис может стать предвестником более глобальных катаклизмов, но мне не хотелось бы делать какие-либо пессимистические прогнозы. Все же человек имеет возможность предотвращать нежелательные события, а сам негативный опыт должен бы научить нас не допускать новых ошибок и не повторять старых.
Председатель Совета Союза Евангельских Христиан-Баптистов Юрий Сипко: уклонение человечества от служения Богу приводит к тому, что оно начинает поклоняться мамоне
Я не считаю, что нынешний финансовый кризис является предвестником некоего глобально кризиса цивилизаций. То, что происходит сегодня, я рассматриваю как естественный процесс взросления цивилизации. Думаю, что после кризиса настанут нормальные, добрые времена продолжающегося роста как российской, так и мировой экономики. Собравшаяся в Вашингтоне "двадцатка" дала основания на это надеяться. Нынешние трудные времена заставляют политиков, ответственных за судьбы народов, собраться вместе и взглянуть правде в лицо.
Что касается причин нынешнего кризиса, то он является подтверждением библейской истины о том, что в обществе очень сильно смещены акценты. Главной ценностью современных людей становится поклонение мамоне. Иисус Христос, как помните, говорил, что мы не можем одновременно служить Богу и мамоне. Уклонение человечества от служения Богу приводит к тому, что оно начинает поклоняться мамоне, которая стала Богом нашего века. В погоне за богатством, деньгами, славой проявляется человеческое тщеславие, распаляются все человеческие страсти, которые и привели к нынешнему кризису. Безудержная погоня за богатством, привела к тому, что в самых богатых странах стало нечем расплачиваться, а в самых бедных странах стало не на что купить. Нам нужно остыть, и все вернется в нормальное русло.
Главный редактор газеты "Ислам минбаре", печатного органа Духовного управления мусульман Европейской части России Эльдар Мухамеджанов: за всеми нынешними экономическими проблемами стоит человеческая алчность
У нынешнего кризиса есть экономические и политические предпосылки, о которых должны говорить политики и экономисты, я же лишь могу судить о его моральной составляющей. Очевидно, что причины кризиса заключаются в духе стяжательства, который царит в современном обществе. Ради прибыли люди готовы на все, почти никого не интересует, насколько законны и моральны ее источники. В этом отношении ислам выгодно отличается от других религий, поскольку финансовая сфера у нас четко описана, мусульмане знают, что в ней морально, что не морально. Сама банковская система, основанная на процентах от вложенных денег, то есть ростовщичество, согласно с исламом, является запретной. Человек, взимающий проценты, не прилагает труда для того, чтобы заработать деньги, материально они ничем не подкреплены.
Изначальная классическая экономическая система, как известно, строится на формуле "товар - деньги - товар", но с определенных пор отношения в экономике перестали быть товарно-денежными в их чистом виде. Из денежной системы было убрано само понятие "эквивалента", денежная масса, не будучи обеспеченной ни товарами, ни золотом, начала расти бесконтрольно. Поэтому мы имеем то, что имеем.
Если же смотреть вглубь проблемы, то за всеми нынешними экономическими проблемами стоит человеческая алчность, безудержное стремление получить прибыль любой ценой. Поэтому все закономерно. Сейчас искусственно раздутые рынки сдуваются до своих естественных размеров.
Жажда наживы, которая сегодня движет людьми, свидетельствует об общем кризисе человеческих ценностей. Если человек живет по принципу "все разрешено", "то, что не разрешается за маленькие деньги, можно за большие", то рано или поздно он столкнется с серьезными проблемами. И мы сегодня являемся свидетелями этих проблем. Глобальное потепление, уничтожение лесов, которые, как известно, являются легкими планеты, изменение ландшафта, войны, которые ведутся за источники природных ресурсов и рынки сбыта, - все это свидетельствует о том, что человек, не задумываясь о последствиях, руководствуется в своей жизни алчностью.
Так что сегодня можно говорить о глобальном кризисе рода человеческого и, возможно, о приближении конца света. Человечество, судя по всему, подходит к какому-то порогу, когда малейшие изменения могут привести к катастрофе. Или же, наоборот, если оно одумается, то могут начаться изменения к лучшему. Мы - люди верующие, и у нас есть надежда на то, что наши бессмертные души будут существовать всегда, что мы найдем прибежище в новом воплощении. Для верующего человека главное - душа, поэтому мы на все смотрим с оптимизмом. Любая религиозная система говорит, что мир - это творение Божье и нам оно не принадлежит. Поэтому мы должны пользоваться данными нам благами с огромной осторожностью, с оглядкой на то, что за неправильное использование и расточительство с нас будет взыскано в дни Страшного Суда. Религия призывает не тратить ничего зря, жить экономно и не давать воли низменным инстинктам.
Председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России раввин Зиновий Коган: мы должны стремиться быть ближе к природе, жить проще и скромнее
В "Торе", в главе о Потопе, рассказывается о том, как люди, видя поднимающуюся воду, не понимали, что происходит, отчего их заливает водой. Спастись, как вы помните, смог Ной, поскольку жил с Богом в душе, вел образ жизни, близкий к тому, который заповедал Господь, когда создавал человека. Что-то подобное происходит сегодня и с нами: мы не знаем по каким причинам, но жить в современном мире становится все хуже и хуже.
Думаю, что одна из причин нынешнего кризиса заключается в том, что создание больших городов и транснациональных корпораций, контролирующих мировую экономику, нарушило естественное течение жизни, разрушило ее гармонию. Расплачиваются за кризис, прежде всего, жители мегаполисов, но он, по большому счету, не касается крестьян, которые живут на земле, ведут натуральное хозяйство. В природе ведь ничего не изменилось, так же светит солнце, но нам в наших городских квартирах худо.
Мы должны стремиться быть ближе к природе, жить проще и скромнее. И молиться, стараться быть справедливыми, проявлять милосердие к другим существам и к природе, радовать уже тому, что мы живем. Самая главная заповедь заключается в том, чтобы плодиться и размножаться, то есть, растить, воспитывать детей, а все остальное, вся та искусственная жизнь, которую мы придумали и создали, не столь важна.
Зав. кафедрой всеобщей истории Российского университета Дружбы народов, член совета Московской общины буддистов Баатр Китинов: каждый человек придет к своему личному кризису, к своей смерти, но и к этому нужно относиться спокойно
В человеческом сообществе, как и в любом другом живом организме, протекают такие естественные процессы, как рождение, зрелость, старость и исчезновение. Соответственно, и кризисы являются запрограммированными явлениями, хотя можно пытаться искать их причины в действиях каких-то корпораций или отдельных людей.
До тех пор, пока живет человек, кризисы будут возникать естественным образом, поэтому их не надо бояться. В буддизме считается, что все в этом мире, в том числе религии и идеологии, преходяще. Так что смена эпохи расцвета, эпохой упадка - это нормально, один период истории неизбежно сменятся другим. Сейчас мы живем в эпоху правления Будды Шакьямуни, ему на смену придет Будда Майтрея, что будет сопровождаться вселенским кризисом. Но этот кризис должен быть ожидаемым, он не означает "конец всему", это лишь ступени роста от низшего к высшему. И рост этот происходит по спирали, развитие истории не линейно, как это представляется на Западе.
Конечно же, нынешний кризис может быть локализован, на его борьбу могут быть брошены огромные средства, и он вскоре закончится, но это не значит, что мы себя обезопасим от новых, более глобальных катаклизмов. В конце концов, каждый человек придет к своему личному кризису, к своей смерти. Но и к этому нужно относиться спокойно. При этом, конечно же, мы должны пытаться свести к минимуму проявления всех тех кризисов, которые еще не раз встретятся на нашем пути.
Президент Центра обществ сознания Кришны в России (ЦОСКР) Бхакти Вигьяна Госвами: современной экономической системе, как это ни парадоксально, не нужны удовлетворенные, счастливые люди
Глубинной причиной нынешнего кризиса является человеческая жадность. Цивилизации прошлого учитывали этот фактор и вместо того, чтобы разжигать в человеке алчность, пытались ее ограничивать с помощью различных методов. Для ее обуздания людям постоянно напоминали, что все здесь принадлежит Богу. Современная же цивилизация, построенная на принципе отвержения Бога и Его власти, вывела жадность за пределы контролируемой зоны, и нынешний экономический кризис - это всего лишь следствие цепной реакции этой жадности. Люди пытаются избавиться от неудовлетворенности, заполнить пустоту, возникшую в их сердце из-за отсутствия в нем Бога и высших ценностей, которые венчает любовь к Господу, всевозможными материальными наслаждениями. Но жадность или страсть к наслаждениям не имеют границ, они никогда не могут быть удовлетворены.
Эта тщетная попытка избавиться от чувства неудовлетворенности при помощи материального прогресса и родила современную цивилизацию, построенную на принципе "все более и более полного удовлетворения все возрастающих потребностей человека". Потребности растут, но удовлетворения не наступает, наоборот, пустота становится все больше и больше. В результате этого возникает экономика, основанная на материалистичных ценностях. Чтобы как-то заполнить пустоту, она производит ненужные вещи и заставляет людей работать на самое себя, из-за чего их неудовлетворенность становится еще больше.
В сущности, эта экономика не могла бы существовать, если бы не человеческая жадность. Современной экономической системе, как это ни парадоксально, не нужны удовлетворенные, счастливые люди, потому что счастливые, удовлетворенные люди мало покупают. Современная экономическая система порождает несчастных и неудовлетворенных людей, которые покупают все больше и больше, экономика в ответ производит все больше и больше, в результате чего люди становятся все более и более несчастными. В какой-то момент, поскольку основание этой экономики искусственное, все рушится.
Сейчас мы пока имеем дело с поверхностными процессами, но поскольку сам фундамент цивилизации гнилой, то в будущем можно ожидать куда как более глобального кризиса. Та же самая жадность, то же самое перепроизводство приводит к уничтожению среды обитания человека. В морях и на суше скапливается огромное количество неуничтожимого мусора, вырубаются леса, ученые встревожены глобальным потеплением - все это примеры воздействия неэкологичной цивилизации на окружающую среду и на мир. Жадность давно вышла из-под контроля, возникла неуправляемая цепная реакция жадности, и сейчас люди уничтожают мир и себе подобных, рушится то, что составляет основу счастья, - человеческие отношения.
У основания всех губительных для человека и мира процессов лежит простая причина: люди полностью отвернулись от Бога и перестали считать свои отношения с Ним сколь-нибудь важными, стоящими внимания. Между тем, отношения человека с Богом - это самое важное, что у нас есть. Если они правильно выстроены, то тогда человек может выстроить правильные отношения с миром и с другими людьми. Если же этих отношений нет, то, как бы мы ни пытались залатать дыры на парадном мундире нынешней атеистической цивилизации и убеждать людей в ее превосходстве над цивилизацией, в центре которой находится Бог, она все равно будет приносить лишь горе и беды.