Глава Чечни Рамзан Кадыров вступил в заочную полемику с министром образования и науки РФ Ольгой Васильевой в связи с ее высказываниями о ношении хиджабов в российских школах и судебных решениях по этому вопросу. В Кремле уже заявили, что не хотят участвовать в этой дискуссии, а в президентском Совете по правам человека предложили предоставить регионам самим решать столь спорную проблему.
24 января Васильева, комментируя появившуюся в СМИ информацию о запрете на ношение мусульманских платков ученицам и учительницам школы в селе Белозерье в Мордовии, где проживают исповедующие ислам татары, сказала: "Я не думаю, что истинно верующие люди атрибутикой стараются свое отношение к вере подчеркнуть" (цитата по сайту "Интерфакс-Религия")
"Это мое глубокое личное убеждение", - добавила Васильева, отметив, что в России "светский характер образования". Напомнив, что несколько лет назад подобная ситуация была в Ставропольском крае, Васильева добавила: "Конституционный суд принял решение, что хиджабу, как подчеркивающему национальную принадлежность, не место в школе. Поэтому я считаю, что этот вопрос был решен Конституционным судом".
- КС не рассматривал этот вопрос
- Кремль устранился от дискуссии между Кадыровым и Васильевой
- Путин ранее не видел "ничего хорошего" в ношении хиджабов в школах
- Пусть регионы сами решают, считают в СПЧ
"Платок - не атрибутика, а важная часть одежды мусульманки, - ответил на это Кадыров на своей странице в Instagram, напомнив, что в соответствии со статьей 28 Конституции РФ "каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания", а также право "выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними".
Также он указал, что КС РФ не рассматривал вопрос о ношении хиджабов в школе и решение по нему не принимал, а Васильева свое "личное убеждение" навязывает миллионам граждан.
Дочери Кадырова хиджаб носили, носят и будут носить
"Мои три дочери учатся в школе, носят хиджаб, имеют отличные оценки, - подчеркнул Кадыров. - Ольга Васильева требует, чтобы они сняли платки? Девочки этого никогда не сделают. Я должен их забрать из школы и вместе с ними искать место, где позволят девочкам быть мусульманками?"
"Убежден, что тема платков подбрасывается, чтобы отвлечь внимание общества от реальных проблем школы. Наркомания, пьянство, преступность, систематические посягательства преподавателей на половую неприкосновенность детей... Вот что должно беспокоить всех, кто воюет с хиджабами", - указал Кадыров.
Кремль устранился от этой дискуссии
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил журналистам 26 января в ответ на просьбу прокомментировать заочный спор о хиджабах между Кадыровым и Васильевой, что в Кремле "не хотели бы становиться стороной в этой дискуссии в настоящий момент".
"Существовали разные форматы подхода к этой теме. Были и судебные варианты, в Ставропольском крае и Мордовии - тогда были советующие решения Верховного суда. Есть иные варианты, не судебные. Но сейчас мы бы не хотели становиться стороной этого вопроса", - цитирует его ТАСС.
Пусть регионы сами решают, считают в СПЧ
Глава комиссии по миграционной политике и защите прав человека в сфере межнациональных отношений Совета по правам человека при президенте РФ (СПЧ) Евгений Бобров высказал мнение, что регионы страны должны иметь право самостоятельно решать вопрос ношения хиджабов в школах.
"Я думаю, что их надо разрешить в тех субъектах, где это принято и издавна практикуется", - цитирует его "Интерфакс". Для этого следует указать в профильном законе, что регионы сами решают, как это делать, и в законе соответствующего региона разрешить ношение хиджабов, считает представитель СПЧ.
"Этот вопрос нужно обсудить на самом высоком уровне с участием министра образования, специалистов Минобразования, представителей профильных конфессий и соответствующих регионов и наконец решить. Потому что недопустимо, когда одни считают так, другие по-другому и потом радикальные мнения озвучиваются", - добавил Бобров.
Дискуссии вокруг ношения хиджабов в школах РФ обострились из-за профилактики экстремизма в преддверии чемпионата мира по футболу, который пройдет в России в 2018 году. Руководство Мордовии потребовало от учительниц и учениц школы в селе Белозерье перестать носить мусульманские платки в учебном заведении, пишет "Газета.Ru".
Адвокат Марат Ашимов, представляющий интересы учительниц-мусульманок, рассказал журналистам, что в конце декабря 2016 года в школу пришла комиссия Минобразования. "Они сказали: "Либо снимаете платки, либо увольняетесь", - сообщил защитник. - А на вопрос об основаниях сказали: "Сделаем вам основания". И был издан внутренний приказ".
Теперь, по словам Ашимова, учительницам стали выносить дисциплинарные взыскания и пообещали, что после нескольких взысканий преподаватель будет уволен.
Ранее Всемирный конгресс татар потребовал отменить этот запрет, отмечается в статье.
По сведениям источников издания, мордовские власти могли забить тревогу из-за фотографий, якобы сделанных в стенах этой школы, на которых несовершеннолетние мусульманки в хиджабах позируют с оружием и совершают намаз.
"Мордовский халифат"
По другой версии, конфликт с хиджабами мог начаться с подачи силовиков, сообщается в публикации. Белозерье уже давно находится на контроле у ФСБ, а в местных СМИ его называют "мордовским халифатом". По данным местных властей, в настоящее время 20 выходцев из Белозерья воюют в Сирии на стороне запрещенной в России террористической организации "Исламское государство" (ДАИШ), а всего из этого села за последние годы за пределы России уехали для участия в незаконных вооруженных формированиях около 80 человек.
В ноябре 2016 года Ленинский суд Саранска заочно арестовал за участие в террористической организации троих жителей села Белозерье, которые до 14 лет были воспитанниками вышеупомянутой школы. 21-летний Раиль Бикмаев, его ровесник Фаиль Янгличев и 20-летний Ряис Янгаев, предположительно, находятся в Ираке.
В 2015 году за содействие террористической деятельности к пяти годам колонии приговорили 55-летнего Равиля Абдуллова, который когда-то был имамом в Белозерье и организовал сбор средств для 33-летнего племянника Абдулкарима Янгличева, с марта 2014 года воевавшего в Сирии на стороне "Аль-Каиды", также запрещенной в РФ.
В 2011 году за подготовку потытки подрыва скоростного поезда "Невский экспресс" был задержан уроженец Белозерья Фаиль Невлютов, впоследствии осужденный на 15 лет лишения свободы.
Что касается судебных решений, то Конституционный суд действительно не рассматривал вопрос о ношении хиджабов в школах. Это дважды делал Верховный суд РФ. В июле 2013 года ВС признал законным решение суда, подтверждающее запрет на ношение хиджабов в общеобразовательных школах Ставропольского края в 2012 году.
В феврале 2015 года ВС признал законными требования к внешнему виду школьников, утвержденные постановлением правительства Мордовии в мае 2014 года и запрещающие, в частности, ношение в образовательных учреждениях региона религиозной одежды и головных уборов, в том числе хиджабов. Это решение мордовских властей пыталась оспорить в ВС группа родителей школьниц-мусульманок из Белозерья.