Чем отличается нынешняя Ханука от аналогичных праздников восемнадцати предшествующих лет? Тем, что ее начало пришлось аккурат на Рождество.
Иудейский календарь основывается на лунном календаре. 12 лунных месяцев имеют в своем составе лишь 354 дня. Но поскольку важнейшие еврейские праздники тематически привязаны к временам года - солнечного года, 1500 лет назад один раввин решил добавить к некоторым годам - 7 раз в 19-летнем цикле - тринадцатый месяц. Теперь Песах всегда выпадает на весну, Ханука - на зиму и т.п. А раз в 19 лет - как в этом году - начало Хануки совпадает с Рождеством, сообщает сайт Курсор.
Ханука не относится к числу основных еврейских праздников. Он не упоминается в Торе; исторические события, приведшие к его появлению, описаны не в ТАНАХе, а во второстепенных книгах иудаизма.
Победа Маккавеев над греками и сирийцами внушала религиозным авторитетам тех дней некоторое внутреннее неудобство, поскольку достигнута она была без существенного вмешательства божественных сил. Лишь 600 лет спустя мудрецы Талмуда установили, что праздновать Хануку надлежит восемь дней - поскольку именно на столько дней хватило масла в светильнике освобожденного Храма. Эта поразительная способность светильника так долго гореть на ничтожное количестве масла и была объявлена "чудом Хануки".
Вместе с тем Ханука с ее традиционными атрибутами - пончиками, блинчиками (латкес), волчком, раздачей денег детям - заняла с течением веков достойное место в ряду еврейских праздников. Время от времени религиозные авторитеты выражали по этому поводу озабоченность: слишком уж близка Ханука по времени к Рождеству, и внимание празднующих евреев поневоле переключается на последнее. А подчас - как в этом году - праздники просто перемешиваются.
25 декабря с.г. поздравления, украшения и подарки можно было встретить в равной степени как в христианских домах, так и в иудейских. В последних - не во всех, конечно - установлена т.н. "ханукальная елка". Объясняется это не столько желанием перенять христианские традиции, сколько тем естественным фактом, что в разгар зимы и взрослые, и особенно дети нуждаются в светлом радостном празднике - и чем больше этого праздника, чем он разноцветнее, тем лучше.
И не так уж важно, какие именно элементы этого праздника взяты из иудаизма, а какие из христианства. Главное для нас - что это праздник мира и надежды.
А для религии главное, что мы ее признаем и уважаем, независимо от того, как она в данном случае зовется. Главное, что мы ставим вечные божественные идеалы выше преходящих ценностей светскости и материализма.