Эпидемия коронавируса и связанное с ней единовременное нахождение в реанимации большого количества людей, которым требуется искусственная вентиляция легких и аппараты ИВЛ, требует точного ответа на вопрос, достаточно ли таких мест в отделениях интенсивной терапии в России.
Аппарат искусственной вентиляции легких превратился в самое важное оборудование во время нынешней пандемии COVID-19. От количества и доступности этих аппаратов зависит спасение зараженных россиян. Однако, как пишет "Радио Свобода", даже в специализированных исследованиях, которые проводились в последние годы, говорится, что мест в реанимациях и аппаратов ИВЛ в больницах РФ недостаточно.
Во время недавней проверки Минздрава в России насчитали 33 тысячи аппаратов ИВЛ, при этом в некоторых регионах был недостаток еще в начале эпидемии.
По данным издания "Проект", в Калужской области нехватка аппаратов ИВЛ составляет 86%, в Тверской - 78%, а в Воронежской, Костромской и Ростовской областях есть только 50% от необходимого количества. Лучше всего оснащены Алтай, Москва, Калмыкия и республика Коми.
Если сравнивать, к примеру, Россию и Германию, то по данным Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), в обеих странах приблизительно одинаковое количество имеющихся в распоряжении врачей мест в больничных отделениях. Россия даже немного опережает Германию по этому показателю. Но Германия в ЕС занимает первое место по количеству мест в реанимационных отделениях - на 100 тысяч человек здесь приходится 29,2 койки (в Италии - 12,5, в Испании - 9,7). Реанимационные отделения Германии рассчитаны почти на 24 тысячи мест. В России в марте 2020 года, по данным издания "Медвестник", которое в своей статье опирается на итоги недавно проведенной оценки российского Минздрава, развернуты всего 12 тысяч реанимационных коек - при том что населения в России больше, чем в Германии.
"У нас - недостаток мест в реанимациях", - рассказал изданию The Moscow Times пульмонолог Василий Штабницкий. - Считается, что 10% всех доступных в больницах коек должны быть в реанимационных отделениях. Но в России этот показатель около 5%. Это означает, что больницы не готовы к резкому скачку числа пациентов в критическом состоянии".
Об этом было известно еще в ноябре 2018 года, когда заместитель руководителя Росздравнадзора Ирина Серегина заявила, что в 51 субъекте РФ недостаточное количество коек для стационарного лечения больных ОРВИ и гриппом, а в 60 регионах для таких пациентов не хватало мест в реанимациях для лечения осложнений.
Аппараты для обогащения кислородом крови (ЭКМО), которые применяются для лечения тяжелых пациентов с COVID-19, на тот момент вообще отсутствовали в 22 субъектах РФ. Через год после этого заявления, в октябре 2019 года, эксперты отмечали, что в России - недостаток специалистов, способных применять этот метод лечения. ЭКМО спасает 50% жизней при легочной недостаточности.
Количество мест в больницах и реанимационных отделениях снижалось на протяжении последних десятилетий по всей Европе, сообщает Всемирная организация здравоохранения. И это несмотря на то, что во многих исследованиях говорилось о необходимости их увеличения - из-за стареющего населения. В России с 1992 года число больничных коек снизилось на треть.
Недостаток мест в реанимациях пока больше всего ощутили Испания и Италия.
В Испании при общем объеме 5607 пациентов в критическом состоянии из-за COVID-19 (по состоянию на 31 марта) есть только 4479 реанимационных коек.
В Италии больных в критическом состоянии - 3981, а всего в реанимациях 7750 человек. Тем не менее, распространение вируса в разных регионах неодинаково, а задыхающимся больным требуется немедленное подключение к ИВЛ.
Несмотря на очевидный недостаток мест в реанимациях и аппаратов для вентиляции легких и обогащения крови кислородом во многих странах Европы и мира, с коронавирусом можно бороться и другими способами, напоминает "Радио Свобода". Пример тому - Южная Корея, которая располагает не таким уж высоким количеством коек в реанимациях, 10,6 - столько же, сколько в Италии. В этой стране снижения количества случаев заражения удалось достичь благодаря нескольким мерам. Практически с самого начала эпидемии проводилось повсеместное тестирование: анализы брали прямо на улице, в мобильных пунктах, появившихся в тех городах, где регистрировали больше всего случаев. Эпидемия коронавируса в Корее началась в феврале, а к 20 марта уже было сделано более 316 тысяч тестов. Благодаря принятым мерам общее количество случаев заражения коронавирусом до сих пор не превышает 10 тысяч.