Около 20 правозащитников собрались в четверг вечером в Новопушкинском сквере в Москве на санкционированный пикет в поддержку бывшего полковника ФСБ Михаила Трепашкина, осужденного за разглашение гостайны на четыре года лишения свободы.
Среди организаторов акции - движение "За права человека", чей лидер Лев Пономарев заявил журналистам, что Трепашкин подвергся "необоснованным репрессиям в местах заключения". Напомним, в апреле экс-полковник ФСБ, отбывающий наказание в колонии Екатеринбурга, объявил голодовку, протестуя против пыток, фальсификаций и нарушения законов.
"Последний раз при рассмотрении дела в суде Нижнего Тагила нам удалось вызвать "скорую помощь", поскольку у Трепашкина было резко обострение бронхиальной астмы. Мы восемь месяцев добивались того, чтобы его поместили в городскую больницу, что позволительно сделать в условиях содержания осужденных в колонии-поселении", - сказал Лев Пономарев.
Он отметил, что, несмотря на то, что Трепашкину был поставлен диагноз "резкое обострение бронхиальной астмы", сотрудники колонии забрали его из больницы и вернули в место лишения свободы. При этом он отметил, что сотрудники колонии, как и обещали ранее, уже дважды возили Трепашкина в больницу и обеспечили медицинский уход за ним.
Между тем, адвокаты Михаила Трепашкина заявили, что намерены обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания в колонии-поселении.
"Мы намерены подавать ходатайство в суд об освобождении его от отбывания дальнейшего наказания, поскольку болезнь Трепашкина - бронхиальная астма IV степени, - входит в перечень тех болезней, которые как раз освобождают от отбывания наказания", - сообщила "Интерфаксу" адвокат Трепашкина Елена Липцер.
В то же время, по ее словам, защитой уже подана жалоба в суд на действия сотрудников колонии, которые не пустили к Трепашкину адвокатов. "После того, как он был переведен из больницы в колонию, на следующий день, несмотря на то, что нам начальник изолятора обещал разрешить встречу, ни одного адвоката к Трепашкину не пустили", - сказала Липцер.
Она также сообщила, что защита бывшего сотрудника ФСБ намерена обратиться в суд с жалобой на незаконные действия сотрудников колонии, которые, несмотря на заключение врачей, забрали его из городской больницы Нижнего Тагила в колонию.
Несколько дней назад Трепашкин был госпитализирован с обострением бронхиальной астмы в городскую больницу из суда Нижнего Тагила. Спустя несколько часов сотрудники колонии забрали его из больницы, несмотря на предписание врачей.
Трепашкин был осужден Московским окружным военным судом 19 мая 2004 года за разглашение гостайны на четыре года лишения свободы в колонии-поселении. По версии обвинения, проходя с 1984 по 1997 год службу в КГБ СССР и ФСБ РФ, Трепашкин копировал служебные документы, которые в дальнейшем незаконно хранил у себя дома. Во время обыска у него дома были изъяты следственные материалы КГБ СССР, министерства безопасности РФ, ФСК и ФСБ как в письменной форме, так и на дискетах, которые были впоследствии засекречены законом об оперативно-розыскной деятельности. Между тем, отмечают адвокаты, этот закон был принят уже после того, как КГБ СССР был трансформирован в ФСБ, и не может иметь обратной силы.
Разглашением сведений, составляющих государственную тайну, следствие считает передачу Трепашкиным своему бывшему коллеге, полковнику ФСБ Виктору Шебалину, материалов-сводок прослушивания телефонных переговоров членов гольяновской организованной преступной группировки. В них, по мнению следствия, содержались данные о методах работы ФСБ РФ. Адвокаты утверждали, что в этом документе содержались данные об одном из лиц, способствовавших захвату заложников на мюзикле "Норд-Ост" в Москве в октябре 2002 года. По словам защитников, Трепашкин хотел, чтобы его знакомый через свои контакты довел эту информацию до ФСБ.
Трепашкин, более 20 лет проработавший в органах безопасности, стал известен благодаря своему участию в ноябре 1998 года в пресс-конференции, на которой бывший сотрудник ФСБ Александр Литвиненко и его коллеги утверждали, что по приказу руководства ФСБ они якобы участвовали в заговоре с целью убийства предпринимателя Бориса Березовского.22 октября 2003 года сотрудники ДПС ГУВД Московской области обнаружили в машине бывшего сотрудника ФСБ оружие. Уголовное дело было возбуждено по статье "незаконное приобретение и хранение боеприпасов и огнестрельного оружия".
Сам Трепашкин утверждает, что пистолет ему был подброшен, а уголовные дела против себя считает сфабрикованными. Он уверен, что причиной возбуждения в отношении него нескольких уголовных дел стало его участие в работе общественной комиссии, возглавляемой депутатом Госдумы Сергеем Ковалевым, по фактам взрывов жилых домов в Москве и в Волгодонске, а также учений в Рязани: по поручению комиссии он проверял показания основного подозреваемого во взрывах Ачемеза Гочияева.
За несколько дней до своего ареста Трепашкин дал интервью "Московским новостям", в котором заявил, что ФСБ подделала фоторобот организатора взрыва жилого дома на улице Гурьянова. Трепашкин был источником информации, которая могла радикально изменить весь ход следствия по делу об этом взрыве.
Находясь в колонии-поселении после своего повторного ареста, Трепашкин неоднократно заявлял, что опасается за свою жизнь. 15 марта эму в очередной раз было отказано в условно-досрочном освобождении.
В марте 2006 года две ведущие международные правозащитные организации выступили с заявлениями в защиту бывшего полковника ФСБ, адвоката Михаила Трепашкина, отбывающего четырехлетнее наказание по обвинению в разглашение государственной тайны. Организация Amnesty International и ассоциация американских юристов Human Rights First называют преследование Трепашкина несправедливым и незаконным и связывают его с делом о взрывах жилых домов в Москве в сентябре 1999 года.
Напомним, что Трепашкин был адвокатом пострадавших при взрыве дома на улице Гурьянова и утверждал, что нашел доказательства причастности ФСБ к этим терактам.В своем заявлении Amnesty International призывает российское правительство немедленно освободить Трепашкина и провести "полное и беспристрастное расследование" в соответствии с международными стандартами. Human Rights First начала сбор подписей под петицией президенту РФ Владимиру Путину с требованием освободить Трепашкина.