В Хамовническом суде Москвы на заседании по второму уголовному делу против экс-руководителей ЮКОСа в четверг продолжился допрос второго свидетеля обвинения Евгения Рыбина - бывшего управляющего австрийской компанией East Petroleum Handelsgez MbH. Как сообщает Пресс-центр Ходорковского и Лебедева, сначала он выступил "живьем", потом его озвучили прокуроры, а затем голос свидетеля прокрутили еще и на магнитофоне.
Публики в зале в четверг было больше - допрос Рыбина многим захотелось наблюдать воочию, после бурного проявления разговорчивости свидетеля днем ранее. Напомним, тогда он рассказал суду о покушениях на свою жизнь со стороны экс-сотрудников ЮКОСа, заострив на этом основное внимание, хотя данные эпизоды не относятся к рассматриваемому делу и даже не вменяются в вину подсудимым.
В четверг прокуроры неожиданно обнаружили в нынешних показаниях Рыбина какие-то противоречия, для прояснения которых и попросили судью разрешить им самим зачитать показания, данные свидетелем на предварительном следствии. Адвокаты Ходорковского и Лебедева возразили на это, что о наличии противоречий прокуроры до сего момента молчали, поэтому нужно сначала дать до конца высказаться самому свидетелю. В противном случае должны быть оглашены не только письменные показания, но и аудиозаписи.
В результате подробный рассказ Рыбина про покушения, воровство и "гангстерские налеты" в зале выслушали трижды. "Пожалуй, это уже можно было заучить наизусть", - делает вывод Пресс-центр.
Свидетель, называющий себя профессиональным нефтяником с 20-летним стажем, полностью "провалил" экзаменовку Ходорковского
После объявленного судьей перерыва на обед дело пошло гораздо интереснее. Вопросы свидетелю стал задавать сам Ходорковский, и об этом подробно пишет Пресс-центр. Отвечая на них, Рыбин признался, что его личная неприязнь к подсудимым может сказываться на его оценках, из чего Ходорковский сделал вывод, что аналитическая записка свидетеля, которую он с самого утра порывался представить суду, не имеет никакого доказательного значения.
Потом свидетель сообщил, что неоднократно добивался встречи с Ходорковским для того, чтобы разрешить судьбу контракта об освоении месторождений, поскольку экс-глава ЮКОСа настаивал на перезаключении контракта в новой редакции. По словам Рыбина, Ходорковский всячески избегал с ним встречи, в частности, на мероприятии в Кремлевском Дворце Съездов Ходорковский, увидев Рыбина, "скрылся в туалете", а на Дне нефтяника в ГЦКС "Россия" сначала спрятался за колонной, а затем сбежал через кухню.
Как отмечает Пресс-центр, прокуроры в этот момент довольно улыбались, а Ходорковский, сдержав смех, отметил, что эти подробности суду не нужны. При этом он признал, что не собирался встречаться с Рыбиным. "Я действительно отказался встречаться с Рыбиным лично, им манипулируют определенные лица, и лица опасные. Возможны провокации", - сказал экс-глава ЮКОСа.
Дальше Рыбина, называющего себя "профессиональным нефтяником", проработавшим в этой сфере свыше 20 лет, и специалистом, "глубоко знающим всю ситуацию", Ходорковский подверг жесткой "экзаменовке" и в конце концов полностью "завалил" его, как студента-двоечника. Свидетель оправдывал свои многочисленные "не знаю" тем, что "все это было 10 лет назад, и с тех пор он многое забыл" (в то же время в начале "экзаменовки" Рыбин гордо заявил, что "в те года пешком по болотам прошел все до единой скважины, которые лично строил и созидал"). Подсудимый парировал, что, как свидетель прокуратуры, обвиняющей экс-руководителей ЮКОСа в хищении нефти, Рыбин должен как минимум разбираться в технологии ее добычи и простейших для специалиста-нефтяника терминах и процессах.
Прокуроры безуспешно пытались остановить "унизительный" для свидетеля допрос и взывали к судье Виктору Данилкину. Однако тот, напротив, оказался весьма заинтересованным и усердно записывал показания, время от времени задавая уточняющие вопросы.
Когла Михаил Ходорковский исчерпал все свои вопросы, в дело вступил адвокат Алексей Мирошниченко. "Вам что-нибудь известно о хищении всей добытой "Томскнефтью" нефти в период с 1998 по 2003 годы?" - спросил он прямо. На что получил ответ Евгения Рыбина: "Нефть невозможно украсть, всю или ее большее количество, потому что нефть жестко регламентируется по своему движению. Украсть можно средства от продажи этой нефти. Я полагаю, что это недопонимание просто. Украсть ДЕНЬГИ от реализации нефти. Это одно и то же".
В завершении слушаний этого дня свидетель был подвержен допросу со стороны Платона Лебедева. В настоящее время в процессе объявлен перерыв до понедельника, 5 октября.
Напомним, суд начал допрос свидетелей обвинения в понедельник. В списке прокуратуры заявлены 250 человек. Ходорковского и Лебедева, которые уже отбывают 8-летнее заключение по обвинению в финансовых преступлениях, теперь обвиняют в хищении нефти и отмывании денег. Ранее Михаил Ходорковский уже предрек себе пожизненное заключение.