Генеральная прокуратура перенаправила в прокуратуру Москвы обращение защиты о принесении официальных извинений корреспонденту Meduza Ивану Голунову за необоснованное уголовное преследование. Об этом сообщил "Интерфаксу" адвокат журналиста Сергей Бадамшин, представляющий "Правозащиту Открытки".
"Извинение реабилитированному за причиненный ему вред приносится прокурором, непосредственно надзирающим за уголовным делом", - говорится в ответе Генпрокуратуры адвокату Бадамшину.
В нем также отмечается, что обращение направляется в прокуратуру Москвы для организации "проверки доводов заявителя".
По мнению Бадамшина, таким образом Генпрокуратура "пытается выставить крайней прокуратуру Москвы", поскольку именно Генпрокуратура в настоящее время осуществляет надзор за уголовным делом, по которому раньше обвиняемым проходил Голунов и по которому сейчас к ответственности привлекаются задерживавшие его сотрудники полиции.
Как сообщалось, в жалобе Голунова, поданной в Генпрокуратуру в январе, говорилось о бездействии надзора, которое выражалось в "невыполнении обязанности принести официальное извинение от имени государства".
Согласно жалобе, извинения Голунову за необоснованное преследование не были принесены до сих пор, хотя по закону прокуратура от лица государства должна это сделать не позднее месяца со дня прекращения преследования.
Журналиста информагентства Meduza Ивана Голунова задержали 6 июня 2019 года по обвинению в покушении на сбыт наркотиков в крупном размере. Запрещенные вещества якобы были найдены при личном досмотре Голунова, а также при обыске в его квартире. Сам журналист утверждал, что наркотики ему подбросили, а опубликованные МВД фотографии из квартиры Голунова оказались подложными - изображенная на них нарколаборатория располагалась совсем в другом месте.
Спецкор выражал уверенность, что уголовное дело против него сфабриковали из-за расследования о связях высокопоставленных сотрудников ФСБ с ритуальным бизнесом, которое Голунов готовил перед задержанием. На фоне широкой общественной поддержки и бурных уличных акций протеста дело против журналиста 11 июня было прекращено.
По одной из версий, арест Голунова стал результатом междоусобных войн российских силовых кланов, а последовавшая реакция общества помогла одному из них одержать победу. В один из этих кланов входят начальник УФСБ по Москве и Московской области Алексей Дорофеев и его помощник Марат Медоев, которых называют в числе возможных заказчиков сфабрикованного дела против журналиста.
Другой силовой клан представляет бывший замначальника УСБ ФСБ генерал Олег Феоктистов, участвовавший в задержании экс-министра экономразвития РФ Алексея Улюкаева. Главной целью этой игры было снятие с дистанции одного из претендентов на пост первого заместителя директора ФСБ, а средством ее достижения - манипуляция отдельными сотрудниками полиции и информационным потоком, ориентированным на президента Владимира Путина.
В связи с "делом Голунова" своих должностей лишились два генерал-майора полиции. Также после внутренней проверки были уволены четверо сотрудников УВД по ЗАО, имевших отношение к преследованию журналиста. Однако к уголовной ответственности их привлекли только через полгода, когда соответствующий сигнал поступил прямо из Кремля.
К декабрю, то есть спустя пять месяцев после прекращения преследования журналиста, в деле так и не появились ни подозреваемые, ни обвиняемые. После того, как защита журналиста пожаловалась на бездействие следствия и попросила передать дело ФСБ, выяснилось, что материалы дела полностью засекречены. Сам Голунов рассказал, что по делу о распространении наркотиков нет никакого движения, а активное участие в нем самого журналиста "следствию абсолютно не нужно". По его словам, в СК РФ не увидели оснований даже для регистрации заявления о преступлении.
Голунов также говорил, что за ним и его близкими ведется слежка.
28 октября адвокат Голунова Сергей Бадамшин пожаловался в суд на следователя СК РФ за нарушения прав и бездействие по сообщению о совершении преступления в отношении журналиста сотрудниками полиции. Защитник просил признать незаконными действия старшего следователя по особо важным делам Главного управления по расследованию особо важных дел СК РФ по Москве Шачнева, который в нарушение правил не ознакомил Голунова и его защиту с уведомлением о передаче по подследственности из МВД в СК сообщения о преступлении в отношении журналиста. Также защита не была ознакомлена с материалами проверки по сообщению о преступлении сотрудников полиции в отношении Голунова.
Кроме того, адвокат указывал, что в результате проверки сообщения о преступлении в отношении журналиста не было принято решения о возбуждении уголовного дела, и просил суд обязать следователя устранить нарушения.
11 декабря Иван Голунов обратился в ФСБ с заявлением. В нем он сообщил о совершенном в отношении него преступлении - фальсификации доказательств и применении насилия".
Дело сдвинулось с мертвой точки только после демонстративной "отмашки" с самого верха, представленной общественности в виде выступления Путина на ежегодном политическом шоу общения с прессой. На нем глава государства объявил о возбуждении уголовного дела в отношении полицейских, подбросивших журналисту наркотики. Но официальное уведомление об этом Голунов получил только в середине января.
А в конце января суд арестовал пятерых бывших полицейских, которые, по версии следствия, действуя в составе ОПГ, незаконно приобрели наркотические средства и в июне 2019 года подкинули их Ивану Голунову в рюкзак и в квартиру с целью незаконного привлечения его к уголовной ответственности.
Бывшим стражам порядка предъявили обвинение в превышении должностных полномочий с применением насилия, спецсредств и причинением тяжких последствий, а также в фальсификации доказательств и незаконном обороте наркотиков в крупном размере.