Профессор РУДН Ирина Карабулатова подала в Пресненский райсуд Москвы иск к московскому Главконтролю о компенсации морального вреда на сумму 1 миллион рублей из-за штрафов, полученных через приложение "Социальный мониторинг" за нарушение режима самоизоляции, пишет "Коммерсант".
В такую сумму Карабулатова, которая прикована к постели и является инвалидом I группы, оценила страдания от двух штрафов, попыток оспорить их в колл-центрах и заявлений чиновников, "ставящих под сомнение ее добросовестность и честность". Профессор с 28 апреля лечилась от ОРВИ, подписав постановление о самоизоляции. Установить на свой старый телефон приложение "Социальный мониторинг", которое отслеживает лечащихся на дому пациентов, она не смогла.
11 мая Карабулатова получила уведомление от Главконтроля о нарушении режима самоизоляции и штрафе в 4 тысячи рублей, хотя физически не могла выйти из дома. Об этом она сообщила в департамент здравоохранения Москвы, откуда ее переадресовали в Роспотребнадзор, в Главконтроль и в департамент информационных технологий Москвы. Лишь после публикации 18 мая в соцсетях Карабулатовой, по ее словам, позвонили из Главконтроля, пообещав отменить штраф, а затем "в агрессивной форме" стали "расспрашивать, куда и зачем она обращалась". Сразу после этого она получила уведомление о втором штрафе от Главконтроля.
Глава ведомства Евгений Данчиков заявил, что штрафы будут отменены, но официальное решение об этом, как утверждает Карабулатова, она получила лишь 28 мая - через две недели "переживаний и усиленной психоэмоциональной нагрузки". По словам истицы, штрафы увязывались с тем, что чиновникам "не были известны сведения о ее состоянии здоровья", и учтены они могли быть только после того, как человек самостоятельно начнет доказывать свою невиновность. В результате у Карабулатовой ухудшилось здоровье и пропал сон, в том числе из-за необходимости постоянно "давать пояснения о том, что она не виновата и действительно является инвалидом".
- Илья Светиков: "Сергей Семенович, моя семья ставит вам кол"
При переводе под домашний карантин пациенты с COVID-19 и ОРВИ, а также члены их семей должны скачать приложение "Социальный мониторинг" либо получить от властей устройство с предустановленной программой. Она отслеживает местонахождение пациентов с помощью геолокации и периодических запросов выслать селфи. Пользователи массово жаловались на некорректную выписку штрафов, в том числе за не сделанное вовремя фото или за отсутствие самого приложения. В столичной мэрии признавали "карательную" функцию приложения, обещая отменить несправедливо выписанные штрафы. Между тем данные москвичей, оштрафованных за нарушение самоизоляции, оказались в открытом доступе.
По мнению представителя Карабулатовой, граждане имеют право на компенсацию вреда от незаконного действия или бездействия чиновников, а госорганы не могут "произвольно привлекать к ответственности даже с применением технических средств". Он обращает внимание, что в случае привлечения к ответственности по ст. 3.18.1 КоАП Москвы граждане сами обязаны доказывать отсутствие административных нарушений, но этот процесс трудно исполним как минимум из-за отсутствия у горожан специальных знаний об устройстве "Социального мониторинга". Наконец, юрист напоминает, что решение по его доверительнице было принято лишь после того, как она самостоятельно доказала невиновность, вопреки презумпции невиновности.
В мэрии заявили, что оба штрафа были отменены, несмотря на их "юридическую обоснованность": по словам чиновников, Карабулатова не установила приложение, хотя подписала соответствующие бумаги и не подавала заявку на полагающийся от города смартфон. "При этом мы видим, что Ирина Карабулатова выкладывает фотографии и видеозаписи, очевидно сделанные с телефона, что дает основания полагать, что ее аппарат обладает техническими возможностями для установки приложения", - добавил источник газеты.
Кроме того, по его словам, отменен и штраф за выход из дома, когда с телефоном, указанным в подписанных документах, на улицу вышел сын Ирины Карабулатовой. Ранее первый замглавы аппарата столичного мэра Алексей Немерюк заявил, что профессор установила приложение на смартфон сына, а тот покинул квартиру. Но в исковом заявлении утверждается, что в постановлении о всех штрафах фигурирует номер самой Ирины Карабулатовой, а заявление чиновника "вызвало появление сомнений в добросовестности поведения истицы" и стало использоваться "в обществе для обоснования ее вины".
Как отмечает адвокат правозащитного проекта "Апология протеста" Леонид Соловьев, иск Карабулатовой о взыскании морального ущерба с Главконтроля - первый подобного рода в Москве. По его словам, в спорах о взыскании морального ущерба суды встают на сторону истцов, но назначают значительно меньшие суммы, чем в иске. Это связано с тем, что жестких критериев для взыскания морального вреда в российском законодательстве до сих пор нет. Другие адвокаты отмечают, что возможность выиграть суд у Карабулатовой невелика, но если человек технически или физически не мог исполнить требование мэрии, штрафов ему назначить не могут.