Московская милиция задержала на улице слепого мужчину, шедшего в театр: сочтя его опасным оппозиционером, стражи порядка доставили инвалида в отделение, а затем обвинили в нарушении общественного порядка. Теперь студент из подмосковного Домодедова Артем Бузенков пытается в Мосгорсуде опротестовать штраф в 500 рублей, наложенный на него Тверским райсудом якобы за участие в "Марше несогласных" 14 декабря 2008 года, сообщает "Время новостей".
Артем Бузенков хочет доказать, что невольно оказался в центре Москвы в то время, когда там разгоняли "несогласных". Он поясняет, что не видел ни митингующих, ни милиционеров. Впрочем, милиционеры тоже "не увидели" у него в руках белую трость, по которой легко опознать незрячего. Более того, слепой студент не видел протоколов, которые его заставили подписать.
Однако судья, наказавшая инвалида штрафом, не поверила, что слепой может ходить в театр: видимо, она не представляла себе, что незрячий может просто слушать спектакль. Зато она поверила, что слепой ходит на несанкционированные митинги, выкрикивает антиправительственные лозунги и дерется с милицией, отмечает газета.
Артем Бузенков не единственный инвалид, задержанный 14 декабря в ходе "Марша несогласных", утверждает оппозиционный сайт "Каспаров.ру". В тот же день на Пушкинской площади задержали 78-летнего Артема Грабарева, бывшего капитана подводной лодки, потерявшего зрение в результате облучения.
24-летний Артем Бузенков живет в Домодедове, учится и работает массажистом. Он рассказал, что в Москве бывает часто, хорошо ориентируется в городе и самостоятельно передвигается по знакомым маршрутам. Он даже решил создать специальный сайт в интернете, который помогал бы незрячим людям ориентироваться в метро и в окрестностях станций.
О намерениях "несогласных" провести 14 декабря митинг на Триумфальной площади Бузенков, по собственным словам, ничего не слышал. Он вышел из метро "Маяковская", чтобы дойти до Театра сатиры, однако угодил в сильную давку. "Милиция что-то кричала в мегафоны, люди отвечали ей: "Позор!", - вспоминает Артем. - Мне было непонятно, что там происходит, и я остановился, чтобы разобраться в ситуации". Какой-то мужчина перевел незрячего к столбу, некая женщина стала объяснять, что происходит вокруг.
Затем началась давка, кто-то начал заводить Артему руки за спину. "Я оказался скрученным, пытался было распрямиться, но безуспешно, потом выяснилось, что омоновцы мои действия расценили как попытку сопротивления. На мои крики, что я инвалид, и просьбы отпустить, меня просто сбросили со ступенек, и я сильно ушибся. Затем, взяв за руки и за ноги, меня кинули в машину и повезли в отделение", - рассказал Бузенков.
В ОВД "Красносельское" инвалид провел около пяти часов. Его обвинили в участии в несанкционированном митинге. Однако тогда Бузенкову этого не объяснили, а просто вручили какие-то бумаги, на которых велели расписаться. Затем пришла повестка в суд, в которой сообщалось, что заседание состоится 16 декабря - правда, повестка пришла уже в феврале. Затем поступило решение мирового судьи участка №423 Зайцевой о признании Артема Бузенкова виновным в административном правонарушении и наложении на него штрафа в 500 рублей.
Молодой человек написал жалобу в Тверской суд, требуя отменить решение мирового судьи. "Я не могу самостоятельно читать, а сотрудники милиции не разъяснили мне должным образом те документы, которые давали мне на подпись, - написал он. - В силу слепоты я не понимал, что подписывал". Он также пожаловался, что суд был проведен без его участия и таким образом его лишили всякого права на защиту: "Доказательств моей вины в материалах дела нет, сам я свою вину не признаю полностью".
Но судья Тверского суда Неверова слепому студенту не поверила. Артем пересказывает вопросы, которые она ему задала: как вы собирались покупать билеты, если пишете в жалобе, что не умеете читать? Что вы будете делать в театре, если вы не видите? И тон, и содержание вопросов молодому человеку показались оскорбительными, он решил, что судья сомневается в его умственных способностях. В итоге Тверской суд оставил жалобу слепого без удовлетворения.
Несмотря на рассуждения на тему заботы об инвалидах, российское законодательство не предоставляет им никаких дополнительных гарантий в соблюдении основных прав, указывают правозащитники. Несовершеннолетних могут допрашивать лишь в присутствии адвокатов и педагогов, иностранцам предоставляют переводчика, но вот гражданам с ограниченными возможностями никто помогать не обязан.
"Принципами международного права закреплено, что в ситуациях, когда человек не может адекватно защищать свои права, ему обязаны предоставить квалифицированную юридическую помощь, - отмечает Наталья Колотова, ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН. - Право на защиту закреплено и в Конституции. Однако никаких специфических норм по отношению к инвалидам в процессуальных законах нет".
"Мы не собираемся заявлять о виновности или невиновности того или иного лица, ибо это дело суда, - отмечают представители общественного движения инвалидов "Наше право". - Однако в процессе следствия и судопроизводства должны существовать твердые правила, полностью исключающие малейшую возможность ущемления прав человека по причине инвалидности".
"Подпись человека, не способного физически ознакомиться с подписываемым документом без посторонней помощи, не может иметь юридической силы без подписи другого лица, удостоверяющего факт полного оглашения (чтения вслух) подписываемого документа", - считают в движении.