Вести

Генпрокурор Юрий Чайка отстоял своего подчиненного, в отношении которого Следственный комитет при прокуратуре России (СКП) расследовал уголовное дело по фактам превышения должностных полномочий и вымогательства взятки. Генпрокурор вынес постановление, запрещающее главе СКП РФ Александру Бастрыкину расследовать уголовное дело в отношении членов конкурсной комиссии, избравших в 2005 году нотариусом домохозяйку Ирину Буксман - жену председателя конкурсной комиссии и на тот момент главы управления Росрегистрации по Москве Александра Буксмана, пишет "Коммерсант".

Как отмечает издание, в кулуарах следственного комитета и Генпрокуратуры говорят, что попытка Бастрыкина возобновить уголовное дело, по которому проходит ближайший соратник генпрокурора Юрия Чайки Александр Буксман, означает, что противостояние между двумя ведомствами достигло своей кульминации и в конфликт между ними рано или поздно придется вмешаться Кремлю.

- Глава СКП напомнил работникам прокуратуры, что они не должны вмешиваться в работу его ведомства

По данным "Коммерсанта", уголовное дело при проведении конкурса на замещение должности московского нотариуса было возбуждено в декабре 2005 года прокуратурой Юго-Западного округа Москвы. Ранее в октябре 2005 года Буксман возглавил конкурсную комиссию при московском управлении Росрегистрации по избранию на вакантную должность нотариуса, заведомо зная, что среди множества претендентов на эту должность есть его супруга Ирина Буксман. Всего было несколько десятков соискателей, причем у многих из них имелся многолетний опыт работы помощником нотариуса и успешного участия в этом качестве в судебных делах. Буксман до конкурса девять лет была домохозяйкой, а до этого три года работала юрисконсультом в частной фирме "Гусьторф" во Владимирской области. Тем не менее победителем конкурса стала Ирина Буксман.

Одна из проигравших - помощник нотариуса Инна Ермошкина - написала в прокуратуру жалобу на Буксмана, который, по ее мнению, нарушил закон "О государственной гражданской службе". Согласно закону, при возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, тот обязан проинформировать об этом в письменной форме нанимателя. Тот же обязан принять меры вплоть до отстранения этого подчиненного от должности. По версии следствия, Буксман не только не проинформировал о сложившейся ситуации свое руководство, но и не вышел добровольно из конкурсной комиссии, тогда как закон позволял в этом случае возглавить комиссию любому из его заместителей. В своем заявлении Ермошкина также утверждала, что за право стать нотариусом у нее вымогали 200 тысяч долларов.

Уже через месяц после перехода Юрия Чайки и Александра Буксмана в Генпрокуратуру уголовное дело о конкурсе было прекращено "за отсутствием события преступления". Однако 12 мая этого года Бастрыкин отменил это постановление, распорядившись возобновить расследование.

В рамках уголовного дела следователи обратились в Басманный райсуд Москвы с ходатайством о санкционировании выемки документов, "содержащих охраняемую законом информацию", в управлении Федеральной регистрационной службы по Москве и в ОАО "Гусьторф". Однако на следующий же день представитель Генпрокуратуры Алексей Бухтояров принес в суд постановление Юрия Чайки об отмене постановления Бастрыкина о возобновлении следствия по делу.

Таким образом Чайка запретил проводить любые следственные действия. Свое решение генпрокурор мотивировал тем, что поскольку следствие фактически собирает информацию против Александра Буксмана, то, согласно УПК, в отношении него как "спецсубъекта" требуется возбудить отдельное дело, обратившись предварительно в суд с представлением о даче заключения о наличии в его действиях признаков тех или иных преступлений. При этом Чайка убежден, что его подчиненный таких действий не совершал.