В Госдуме предлагают ввести ответственность для физических и юридических лиц за распространение ложной информации, которая ведет к стихийному ажиотажу, и предусмотреть за это ответственность в виде штрафов от 200 до 800 тыс. рублей, а также лишение свободы сроком до трех лет. Представители бизнеса инициативу раскритиковали, пишут "Известия".
В Госдуме разработали поправки в Уголовный кодекс, согласно которым предлагается наказывать тех, кто провоцирует рост цен на продукты питания. Статью УК 185.3. "Манипулирование рынком" предлагается дополнить новой третьей частью, в которой появляется ответственность за "публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации об изменении розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости".
В виде наказания за это преступление предлагается предусмотреть штраф для физических лиц от 200 до 500 тыс. или лишение свободы до трех лет, а для юридических лиц от 500 до 800 тыс. рублей.
- Дмитрий Гудков: "Депутат Выборный зря законопроект не напишет"
Как заявил автор законопроекта, депутат от "Единой России" Анатолий Выборный, спекулянты и недобросовестные торговцы нередко сеют панику, размещая фейки с целью создать ажиотажный спрос на товар, а затем поднимают на него цены, объясняя подорожание сумасшедшим спросом. По его мнению, не стоит также сбрасывать со счетов тот факт, что в России работают иностранные торговые сети, и подорожание связано с их попытками подогнать внутренние цены под мировую конъюнктуру.
Идея депутата созвучна предложению ФАС, где рассматривают как преступление распространение сведений, способных вызвать рост цен или создание дефицита товаров. В прошлом году начальник управления по борьбе с картелями Андрей Тенишев заявил, что за умышленные продуктовые ценовые фейки необходимо ввести наказание: административную и, вероятно, уголовную ответственность, по аналогии наказания за фейки про коронавирус. Однако на законодательном уровне это реализовано не было.
В самом ведомстве заявили, что в целом поддерживает введение ответственности за умышленные ценовые фейки, которые могут провоцировать ажиотажный спрос и рост цен. Так, ранее ФАС выдала предостережение гендиректору ООО "Информационное агентство по рыболовству" в связи с заявлениями в эфире канала "Москва 24" о прогнозируемом росте цен на рыбном рынке.
Во фракциях Госдумы к законопроекту отнеслись по-разному: депутаты признают необходимость механизма регулирования стихийного роста цен, однако доказать, что то или иное недостоверное высказывание привело к росту цен, будет сложно. При этом необходимо более конкретно понимать, за что и в отношении кого следует вводить уголовную ответственность. Кроме того, иногда для роста цен есть вполне объективные причины.
Представители бизнеса намерены выступить против принятия законопроекта: как будет проходить оценка таких высказываний, неизвестно, а отличить провокатора от эксперта будет очень сложно. Вместе с тем любое неосторожное заявление чиновников, даже если они высказывают свое мнение, оказывает моментальное влияние на рост цен, а вот их падение происходит крайне медленно и тяжело. Поэтому необходимо прежде всего информировать людей о провокациях, которые способны привести к росту цен. Кроме того, с точки зрения населения важнее не сам факт наказания кого-либо, а наличие в магазинах низких цен и доступность товаров.
В январе стало известно, что Минсельхоз начал переговоры с производителями продуктов питания, которые в последнее время поднимали отпускные цены или уведомляли об этом торговые сети. Так, торговые сети указали, что получают уведомления о повышении цен на кофе, чай, мясо, рыбу, кондитерские и хлебобулочные изделия, яйца и крупы. Только на яйца, к примеру, оптовые цены в центре РФ подскочили на 20%. В некоторых сетях на совещании говорили о "волнообразном" всплеске уведомлений после 15 января.
Как пояснил источник на рынке розничной торговли, сетям в течение 2020 года рекомендовали не принимать от поставщиков повышение цен, а с декабря рекомендация фактически превратилась в императив. Но продолжать сдерживать цены собственными силами розница не может, особенно в условиях роста цен на топливо или сырье. Потому некоторые компании указали чиновникам, что о сдерживании стоимости продуктов следует договориться с поставщиками.
Производители продуктов в свою очередь указывают, что поставщики пытаются повысить отпускные цены всего на несколько процентов, что нельзя сравнить с размером наценки некоторых сетей, и речь часто идет о продуктах среднего и высокого ценовых сегментов. Стремление же сдерживать отпускные цены в ущерб поставщикам просто вынудит тех сократить производство либо исключить из ассортимента наиболее дешевые и менее доходные продукты.
В феврале мясопереработчики заявили, что после подорожания свинины и мяса курицы вынуждены просить повышения закупочных цен на 10-15%. Однако крупные производители сомневаются, что государство позволит им поднять цены, учитывая в том числе и недовольство общества, а в Минсельхозе заявляют, что стоимость мяса даже снизилась. Тогда же торговые сети уведомили Минпромторг о том, что производители яиц и мяса птицы запросили повышение отпускной стоимости товаров до 10%: предложение этих товаров на рынке сокращается из-за птичьего гриппа. В Росптицесоюзе и Национальной мясной ассоциации сказали, что за год себестоимость продукции выросла на 25%, однако в Минсельхозе заявили, что рост цен не выйдет за рамки продовольственной инфляции.