РИА "Новости"

Сотрудники правоохранительных органов продолжают расследование теракта, совершенного одной террористкой-смертницей во вторник у гостиницы "Националь". Личность погибшей шахидки до сих пор не установлена. Ее напарница скрылась с места теракта и объявлена в розыск (Фоторобот).

Сотрудники МВД и ФСБ продолжают работать с пленкой, изъятой из видеокамеры гостиницы "Националь", на которой зафиксирован момент взрыва. В то же время очевидцы этого трагического события рассказывают журналистам, что именно произошло на Моховой улице 9 декабря, примерно в 10:50.

Газета "Московский Комсомолец" публикует рассказы нескольких свидетелей теракта.

Непосредственным очевидцем того, что произошло на Манежной площади, стал гражданин Франции, тележурналист Марк Антони Валуербе. Приехав в Россию всего несколько дней назад, он поселился в гостинице "Националь". Вчера утром вместе с другом Марк Антони собрался побродить по столичным бутикам. Он уже спустился в холл гостиницы, когда вдруг вспомнил, что забыл в комнате важную вещь. Пришлось вернуться в номер. Оказалось, что плохая память спасла телевизионщику жизнь.

"Я поднимался по лестнице, когда услышал взрыв. Тут же с грохотом разбились вдребезги два широких окна гостиницы на первом этаже. Все, кто был в здании, высыпали на улицу. А там - части человеческих тел: оторванные головы, руки, ноги... Я видел трех погибших мужчин рядом с разбитым темно-синим "Мерседесом", - рассказывает Марк.

Когда на место взрыва приехали первые "скорые", обнаружилось, что пострадавших не так много, и они, кажется, были больше удивлены, чем напуганы.

Немолодой мужчина изумленно смотрел на свои окровавленные руки. "У меня же важнейшая встреча через пять минут! Пустите, я отлично себя чувствую!" - кричал он.

"Шок, - поставил короткий диагноз медик. - Везем в Склифосовского..."

Перед зданием лежал изуродованный, обезображенный труп женщины - представители ГУВД заявили, что это и есть шахидка.

Смотреть на него было страшно. При взрыве ей оторвало голову, тело изогнулось как спираль, живот и вовсе разметало в клочья.

Газета "Коммерсант" во вторник также опубликовала свидетельства очевидцев.

За 40 минут до взрыва водитель Владимир Туляков привез своего начальника на деловую встречу в гостинице "Националь".

"В десять утра я привез своего шефа к "Националю", у него там были назначены переговоры. Несмотря на толкучку, удалось припарковаться прямо перед фасадом гостиницы, выходящим на Моховую улицу. Сидел минут 40, читал газету, наблюдал за прохожими, а потом решил выйти, размять ноги. Уже сигарету в рот сунул, потянулся к двери, и вдруг - бум!

Смотрю через лобовое стекло: прямо перед моей машиной разрастается огромный огненный шар, а из пламени летят какие-то ошметки. До вспышки было всего метров семь-восемь, и она оказалась настолько яркой, что я на мгновение ослеп. Когда зрение вернулось, увидел, что все лобовое стекло забрызгано кровью, а на капоте куски мяса.

Я машинально схватил тряпку и выскочил, чтобы все это вытереть, и тут увидел, что в мою сторону ползут по снегу три молоденькие девчонки. Они явно были контужены: все время пытались встать с коленок и падали, поскольку ноги не держали. У двух девушек лица были черными от копоти, а у третьей - вся голова в крови.

Хотел отвезти их в больницу, а они сквозь слезы говорят: "Дяденька, сходите лучше туда за нашими сумками. В них зачетки остались". Я сделал несколько шагов и оказался на месте взрыва. Там трое мертвых лежали: женщина в черном плаще и черных чулках (она лежала на боку, как бы уткнувшись лицом в стену здания), охранник парковки в форменной одежде и какой-то мужчина в легком коричневом плаще и начищенных до блеска ботинках. По виду - бизнесмен, вышедший из гостиницы к автомобилю. Его стриженая голова была оторвана от трупа.

Возле стоящего на тротуаре Mercedes в луже крови лежал еще один парковщик - ему оторвало взрывом ногу по самый пах. Мужчина был в агонии: его лицо побелело настолько, что не выделялось на снегу; он не стонал, почти не шевелился, только сжимал и разжимал кулак левой руки.

Я ходил между трупами, осторожно, двумя пальцами поднимал разбросанные сумки, показывал их девушкам и кричал: "Ваша?" Когда нашел третью, последнюю сумку, появились первые милицейские экипажи.

Еще одного свидетеля - строителя Володю со стройки рядом с "Националем" нашли "Новые Известия".

"Я краем глаза только видел, как рвануло возле машины, - рассказал строитель Володя, работающий в соседнем с "Националем" здании. - Человек пять взрывной волной в разные стороны разбросало. Все молодые девчонки. Говорят, около гостиницы к мужчине подошли две женщины, у них в руках были сумки. Они спросили, как пройти к Госдуме. Им показали, но у одной сумка из рук выпала, и произошел взрыв. Даже стены задрожали. Очень много дыма было, очень много. Теперь после этого милиция нас достанет. Сначала с допросами, потом с регистрацией. Сами-то мы не местные, из Белгорода".

Невольными очевидцами происшедшего оказалась и съемочная группа телекомпании "Вести-Москва", работавшая около здания Госдумы.

"Я запомнила мужчину, который полз на руках мимо милиционеров (откуда они вдруг взялись, я не знаю) и буквально ревел: "Мои ноги! Гады, гады!" А те словно остолбенели, они явно не знали, что им делать: то ли помогать людям, то ли огораживать место взрыва. Один сержант все время кричал: "Здесь вторая бомба, уводите людей!", - рассказывает корреспондент "Вестей" Светлана Антонова.

Если обычных людей взрыв у "Националя" шокировал, то сотрудники правоохранительных органов, видимо, уже ко всему привыкли.

Через полтора часа милиционеры и чекисты, выстроившись в цепь на расстоянии вытянутой руки, буквально прочесали Моховую напротив "Националя". Все заинтересовавшие их предметы они складывали в коробки из-под майонеза "Слобода", которые кто-то принес из соседнего супермаркета. При этом фрагменты тел оставили лежать на улице - вечером их собрали дворники. Кроме того, с помощью магнитов из снега извлекли металлические шарики диаметром 5, 7 и 12 мм, которыми была начинена бомба. В это время судмедэксперты осматривали останки человеческих тел. Напротив чьей-то оторванной ноги появилась табличка с номером 8, а оторванную голову кто-то прикрыл коробкой с номером 9.

Корреспондент газеты "Коммерсант" стал свидетелем диалога между и. о. прокурора города Анатолием Зуевым и начальником МУРа Виктором Головановым.

- Виктор, твои фоторобот составляют?

- Зачем, у нас же есть голова.

- А она разве пригодна?

- Ильич, хорошая голова, почистят, помоют, сделают макияж, будет очень хорошая голова.