RTV International

Россия выступает против ужесточения санкций в отношении Пхеньяна, который провел испытания ракеты большой дальности. Напомним, что в проекте заявления Совбеза ООН, осуждающего запуск, содержится призыв к усилению санкций, введенных против КНДР по резолюции 1718. И в будущем Совбез намерен рассмотреть вопрос об их ужесточении.

Но в среду замминистра иностранных дел РФ Алексей Бородавкин заявил, что "нужно говорить не об ужесточении санкций, а о том, как восстановить шестисторонний процесс. Это самая главная задача".

Напомним, что в России и ранее отмечали необходимость осторожного давления на КНДР. Так, глава Комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев заявлял о пагубности дополнительного давления на КНДР. "Если мы "передавим", мы лишимся возможности хотя бы обсуждения с КНДР на основе взаимных намерений на этой шестисторонней площадке", - заявил Косачев.

Впрочем, Москва называет реакцию Совбеза ООН "правомерной и сбалансированной", а решение Пхеньяна выйти из шестисторонних переговоров и возобновлении своей ядерной программы – достойным сожаления.

В МИДе же считают, что основное в реакции Совбеза ООН не угроза новых санкций, а ее направленность на восстановление шестистороннего формата переговоров. Замглавы МИД РФ Алексей Бородавкин добавляет, что Россия будет участвовать в решении проблем на Корейском полуострове не только в этом формате, но и намерена использовать двусторонние отношения с Северной Кореей.

"Когда готовилась Советом Безопасности реакция на действия КНДР по запуску ракеты, мы акцент делали на том, чтобы реакция содействовала тому, чтобы шестисторонний процесс продолжался", - цитирует "Интерфакс" слова замминистра. Бородавкин подчеркнул, что в заявлении Совбеза есть пункт о том, чтобы "все участники шестистороннего процесса соблюдали свои обязательства".

Кроме того, он выразил надежду, что, в дальнейшем шестисторонний процесс возобновится и высказался за развитие формата переговоров: "Шестисторонний процесс нацелен не только на денуклеаризацию Корейского полуострова, в которой заинтересованы все государства Северо-Восточной Азии. Он нацелен на то, чтобы создать систему отношений в Северо-Восточной Азии, которые бы строились на принципе мира, равной безопасности и поддержания безопасности исключительно политическими средствами".

Накануне МИД РФ через свой сайт выразил удовлетворение в связи с тем, что Совбез отреагировал на запуск северокорейской ракеты не резолюцией, а заявлением председателя.

"Россия неоднократно рекомендовала КНДР не проводить ракетный эксперимент, предупреждая о неизбежной негативной реакции соседних государств и всего международного сообщества. К сожалению, партнеры не прислушались к нашим советам, в результате чего вопрос попал в поле зрения Совета Безопасности ООН. В принятом заявлении Совет дал поручение Комитету по санкциям в рамках уже имеющихся у него полномочий по резолюции 1718 пересмотреть список товаров, физических и юридических лиц, подпадающих под действие уже существующих запретов. Это не означает усиления режима санкций", – говорится в заявлении.

Шестисторонние переговоры были начаты в августе 2003 года. В них принимали участие КНДР, Южная Корея, Россия, Китай, США и Япония. В результате Северная Корея "заморозила" свою ядерную программу и даже приступила к демонтажу реактора в экспериментальном центре в Йонбене. Однако в 2008 году переговорный процесс зашел в тупик и в декабре стороны встретились в последний раз.

КНДР запустила 5 апреля ракету-носитель "Ынха-2" ("Млечный путь") для вывода на орбиту экспериментального спутника связи "Кванменсон-2" ("Яркая звезда"). Ряд стран, в том числе Япония, США и Южная Корея утверждают, что Пхеньян таким образом маскирует испытание межконтинентальной баллистической ракеты, способной нести ядерный заряд.

После того, как СБ ООН осудил запуск ракеты власти КНДР в ответ на эту реакцию приказали инспекторам Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) покинуть страну. Пхеньян объявил, что считает дальнейшие переговоры по ядерной проблеме бессмысленными и намерен возобновить производство оружейного плутония.