Российским следователям пришлось оправдываться в связи с затянувшимся расследованием дела об убийстве в 2009 году чеченской правозащитницы Натальи Эстемировой. Накануне правозащитный центр "Мемориал", где она работала, а также Международная федерация за права человека (FIDH) и "Новая газета" представили доклад, в котором выразили недоверие результатам работы следствия. Копия доклада "Два года после убийства Эстемировой: следствие идет по ложному пути" 5 июля была передана президенту Дмитрию Медведеву с просьбой взять под личный контроль соблюдение законности при расследовании этого убийства.
Как следует из доклада, правозащитники винят сыщиков в непрофессионализме, следствием которого стала утрата важных улик. Они также не согласны с основной версией следствия, согласно которой похищение и убийство Эстемировой совершил чеченский боевик Алхазур Башаев.
В ноябре 2009 года, через несколько месяцев после убийства Эстемировой, Башаев был объявлен убитым, но затем "ожил" и, по словам главы СКП Александра Бастрыкина, скрылся "на территории одного из регионов России", пишет "Газета.ru".
Следователи в свою очередь утверждают, что у них имеются "неопровержимые доказательства" причастности Башаева к убийству. "Следствием собраны достаточные доказательства виновности Башаева и других участников банды Ислама Успахаджиева в совершении убийства Эстемировой", - сообщил в пятницу, на следующий день после выхода доклада правозащитников, официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин "Интерфаксу".
Он подчеркнул, что в связи с имеющимися у следствия доказательствами вынесено постановление о привлечении Башаева в качестве обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч.2 ст. 208, пп. "а", "в", "г" ч. 2 ст.126, пп. "в", "ж" ч. 2 ст. 105, ч. 2 ст. 222 УК РФ (участие в незаконном вооруженном формировании, похищение человека,убийство, незаконный оборот оружия).
Мотивом этого преступление следователи считают месть за публикации Эстемировой в СМИ о вербовке Башаевым боевиков, нападении на семью московского бизнесмена, а также желание дискредитировать органы государственной власти Чеченской республики.
Башаев был объявлен в международный розыск и по ходатайству следствия в отношении него судом заочно вынесено постановление об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.
"Некоторые высказывания в СМИ о его непричастности основаны не на реальных фактах, а являются лишь субъективным мнением лиц, не обладающих соответствующей компетенцией, не располагающих информацией и не имеющих доступа ко всем материалам данного уголовного дела", - сказал представитель СК РФ.
В то же время, по его словам, на данный момент следователи считают нецелесообразным говорить о том, какие именно доказательства имеются в материалах уголовного дела, так как это может существенно повредить результатам расследования, а также создать угрозу безопасности участников уголовного процесса.
По словам Маркина, по данному уголовному делу проделана большая работа. Допрошено в качестве свидетелей более 1000 человек, в том числе из окружения Эстемировой, лиц, с которыми она контактировала, служащих различных организаций, правоохранительных органов. "Проведено 83 судебных экспертизы, направлено 380 поручений и запросов в правоохранительные органы и правозащитные организации, рассмотрено более 1000 обращений граждан и организаций. В сентябре 2010 года в компетентный орган Франции направлен запрос об оказании правовой помощи, ответ на который пока не поступил", - сообщил Маркин.
Срок предварительного следствия по делу Эстемировой "в связи с необходимостью проведения запланированных следственных действий" продлен до 28 месяцев, то есть до 15 ноября 2011 года, сообщил Маркин "Интерфаксу".
Правозащитники: следователи "запороли" вещдоки и сбились с пути "благодаря" спецслужбам
Критикуя работу следователей, правозащитники отмечают, что "доказательная база" следствия "дает основание подозревать преднамеренное конструирование доказательств с целью сделать версию о причастности Башаева основной". Следователи и не пытались искать никаких других подозреваемых, считают бывшие коллеги Эстемировой.
Между тем, настоящим мотивом убийства, по их мнению, стало обнародование правозащитницей за неделю до убийства информации о публичной казни местных жителей в селении Ахкинчу-Борзой в Курчалоевском районе Чечни, совершенной сотрудниками Курчалоевского РОВД. В связи с этим, по мнению правозащитников, следователям необходимо было напрямую сравнить взятые у Эстемировой образцы ДНК с ДНК этих стражей порядка.
Из материалов дела следует, что до января 2010 года следствие пыталось отработать версию о причастности к убийству Эстемировой сотрудников Курчалоевского РОВД. Попутно следователь Соболь направил в прокуратуру Чечни по крайней мере два сообщения об обнаружении в действиях курчалоевских милиционеров признаков преступлений по статьям "Похищение человека" и "Превышение должностных полномочий". Результаты проверки этих сообщений неизвестны, отмечают авторы исследования.
Версия о причастности к убийству Эстемировой Башаева появилась у следствия в январе 2010 года, однако она вызывает у правозащитников сомнение. Впрочем, возможность установить истину в этом вопросе с помощью ДНК родного брата Башаева - Анзора - теперь невозможно: сразу после убийства следствие располагало важными вещественными доказательствами, позволявшими установить преступников, - ДНК трех людей, в том числе неустановленной женщины, полученными из "подногтевого содержимого" и "биологических следов" на одежде убитой. Однако, по мнению правозащитников, следствие так и не сумело грамотно воспользоваться этими уликами.
В частности, в ходе следствия не было вынесено ни одного постановления об изъятии образцов биоматериала для генотипирования и сравнения с ДНК убийц. В частности, образцы ДНК не были взяты ни у одного из сотрудников Курчалоевского РОВД, говорится в докладе.
Теперь образцы биоматериалов, позволявшие однозначно подтвердить или опровергнуть причастность к преступлению Башаева путем сравнения ДНК, полностью израсходованы. По мнению правозащитников, следствие увели с верного направления расследования спецслужбы, активно участвовавшие в процессе с самого начала.
Дело Эстемировой остается нераскрытым уже два года
Сотрудница грозненского центра "Мемориал" Наталья Эстемирова былапохищена 15 июля 2009 года в Грозном, спустя некоторое время ее тело согнестрельными ранениями нашли в соседней с Чечней Ингушетии. Следствие пришло к выводу о том, что к убийству Эстемировойпричастны члены банды Ислама Успахаджиева, а непосредственнымисполнителем является Алхазур Башаев.
По версии следствия, рано утром 15 июля 2009 года Башаевсовместно с другими участниками указанного незаконного вооруженногоформирования на автомобиле "ВАЗ-2107" прибыл к дому Эстемировой по улицеБогдана Хмельницкого в городе Грозном, дождался, когда потерпевшаявыйдет из подъезда, похитил ее и вывез на территорию Ингушетии.В этот же день в окрестностях села Гази-Юрт Назрановского районареспублики Башаев совершил убийство правозащитницы.
Эстемирова была самой известной правозащитницей на СеверномКавказе, дружила с обозревателем "Новой газеты" Анной Политковской,убитой в Москве 7 октября 2006 года, а также адвокатом СтаниславомМаркеловым, убитым в Москве весной 2009 года.