AP Photo

На слушаниях в Верховном суде Северной Осетии по делу о теракте в Беслане во вторник были допрошены свидетели-милиционеры. Они заявили, что не знали о переносе на час начала линейки в первой школе Беслана, захваченной террористами 1 сентября 2004 года, а также рассказали, что в ночь с 31 августа на 1 сентября в школе не была выставлена охрана.

Начальник службы участковых инспекторов Правобережного района республики Чермен Хачиров сообщил, что подвергшаяся нападению школа была осмотрена его сотрудниками 30 и 31 августа 2004 года. Первого сентября, по словам Хачирова, школу должны были также осмотреть кинологи с собаками.

При этом он уточнил, что в ночь с 31 августа на 1 сентября в школе не была выставлено охрана. "Я в органах 23 года, и это первый раз на моей памяти, когда перед 1 сентября в школе не было выставлено ночной охраны. Я поинтересовался - почему нет охраны, и мне ответили, что на это нет приказа", - сказал он.

Хачиров добавил, что этот приказ за номером 500 он увидел только 8 или 9 сентября "с уже готовым планом". "Приказ ежегодно спускали с МВД, но в этот раз ни мне, ни Муртазову перед первым сентября его не спустили", - сказал Хачиров. (Бывший заместитель начальника Правобережного РОВД, начальник милиции общественной безопасности Таймураз Муртазов находится сейчас под следствие по обвинению в халатности - прим. ред.).

По словам Хачирова, до участковых не была доведена информация о том, что линейка в первой школе начнется на час раньше, чем в других школах района. "Я узнал об этом случайно от одного из своих сотрудников утром, во время развода", - заметил Хачиров.

Кроме того, и Хачиров, и старший участковый правобережного РОВД Аслан Биджелов сообщили суду, что из огнеметов и гранатометов сотрудники спецслужб начали стрелять по школе через 30-50 минут после начала спонтанного штурма, сообщает РИА "Новости".

"Они (стрелявшие) поднялись на козырек пристройки первого этажа соседнего со школой дома и начали стрелять из огнеметов и гранатометов по крыше школы, чтобы снять оттуда снайперов. Я сам в это время стоял в оцеплении внизу под этой пристройкой. Это было через 30-40-максимум 50 минут после того, как из школы выбежали первые заложники", - рассказал Биджелов.

Генпрокуратура РФ ранее провела два эксперимента и заявила, что от стрельбы из огнеметов школа загореться не могла.

По словам Биджелова, он и другие участковые стояли в первом кругу оцепления. "Нам сказали: так как вы местные, то сможете отличить своих от боевиков, и не пропустите боевиков", - сказал Биджелов. Он уточнил, что у тех, кто стоял в оцеплении, был приказ не стрелять, а в случае если террористы попытаются уйти с заложниками предоставить им коридор.

Во вторник на заседании суда были допрошены десять свидетелей обвинения, в том числе двое членов оперативного штаба. Практически все допрошенные дали показания, что уже 2 сентября у них была информация том, что заложников в школе было гораздо больше, чем 354 человека.

Чермен Хачиров сообщил, что его сотрудники, совершив подворовый обход, составили список, в котором значилось около 900 человек. "1 сентября я составлял списки потерпевших. Это делалось следующим образом: мы распространили среди населения два телефона "горячей линии", по которым жители Беслана звонили и сообщали о том, не пришел ли их ребенок или какой-либо родственник домой. Таким образом, мы составили списки и предоставили их нашему руководству", - сказал Хачиров. "Вечером первого дня этот список был передан мною в дежурную часть МВД", - добавил он.

Другой свидетель - Александр Цибань сообщил, что "в оперативном штабе информация о количестве заложников не обсуждалась". Также он сказал о том, что его действия, как члена оперативного штаба, были направлены на блокирование движения вокруг школы, чтобы бандиты не могли прорваться наружу, сообщает "Интерфакс".

Цибань сообщил также, что в штабе обсуждался вопрос о том, может ли Александр Дзасохов (занимавший в то время пост президента Северной Осетии) войти в школу или нет. "В штабе говорили о том, что президенту опасно идти в школу, и бывший министр внутренних дел сказал, что в школу пойдет он", - отметил Цибань.

По словам директора Всероссийского центра медицины катастроф Сергея Гончарова, прибывшего в Беслан на второй день после захвата школы, он сначала готовил медицинские учреждения и медработников из учета около 300 заложников, однако Руслан Аушев, выйдя из школы, сообщил ему: "Там значительно больше тысячи человек. Их 1200 или 1300".

Председатель верховного суда Северной Осетии объявил перерыв до 17 ноября в слушаниях по делу террориста Нурпаши Кулаева участвовавшего в нападении на первую бесланскую школ 1-3 сентября 2004 года. Своей вины подсудимый Нурпаши Кулаев ни в ходе следствия, ни на суде не признал.

Всего на судебных слушаниях заслушано 20 свидетелей обвинения, 221 потерпевший и зачитано 399 протоколов показаний потерпевших, которые они давали на предварительном следствии.

В результате захвата заложников в школе номер 1 города Беслана 1 сентября 2004 года погиб 331 человек, в том числе 318 заложников, из которых 186 детей. Среди погибших также два сотрудника МЧС, десять сотрудников спецназа ФСБ России и житель Беслана, принимавший участие в спасении заложников. Ранения получили 728 заложников и жителей Беслана, а также 55 сотрудников спецназа ФСБ, милиции и военнослужащих. Всего в бесланской школе террористами были захвачены 1128 заложников.