Вице-премьер России Дмитрий Рогозин в пятницу, 15 ноября, принял участие в форуме "Технопром-2013", проходящем в эти дни в Новосибирске, и сделал ряд важных заявлений по профильным темам. Так, курирующий оборонную сферу замглавы правительства высказал убежденность, что новейший российский боевой истребитель пятого поколения - авиационный комплекс фронтовой авиации ПАК ФА (Т-50) превосходит американскую разработку F35. Гособоронзаказ по линии Минобороны в этом году будет исполнен на 90%, также прозвучало от вице-премьера. А строительство космодрома Восточный в Амурской области, добавил он, приведет к "сдвигу на восток" всей ракетно-космической промышленности.
Но, пожалуй, самым примечательным оказалось заявление Рогозина по теме, к его "специализации" отношения как будто не имеющей. Название "Дальний Восток" не подходит этому региону, поэтому его нужно переименовать, заявил он. "Я не понимаю словосочетание "Дальний Восток". Как житель во Владивостоке называет себя, что я живу на Дальнем Востоке? Какой он для него дальний?" - цитирует Рогозина РИА "Новости".
"Он наш, родной восток. Это наша тихоокеанская зона. Так надо назвать - Тихоокеанский регион, - предложил зампред правительства. - Или как-то иначе, по-другому. Сначала было слово, как назовешь (регион), так он и "поплывет".
Идея получила такой резонанс, что Рогозин развил свою мысль в Twitter: "Вопрос не в формальном переименовании, а в нашем отношении и внимании к этой перспективнейшей территории России. Именно в АТР будут решаться судьбы 21 века. И этот Русский Восток "дальним" для нас быть не должен. Начинаем его новое освоение".
"Русский Восток. Единственно правильное название. Звучит благозвучно и "геополитично", - соглашаются с Рогозиным его читатели в Twitter.
Переименование как воздействие на сознание
Предложение Рогозина вовсе не уникально. Так, в 2012 году с идеей переименования региона выступали ученые Дальневосточного отделения РАН. Например, академик Петр Бакланов в интервью журналу "Эксперт" отмечал: "В самом названии "Дальний Восток" содержится относительность, связанная с европоцентризмом".
"Вместе с тем на территории Дальневосточного федерального округа нарастает тяготение территорий к Тихому океану. Оно проявляется, например, в ориентации транспортных магистралей... Термин "Тихоокеанская Россия" куда лучше отражает эту морскую специфику региона, нежели "Дальний Восток", - излагал свою точку зрения академик.
С ним соглашался доктор исторических наук Виктор Ларин: "Вопрос напрямую связан с политикой центра по отношению к региону, и термин "Тихоокеанская Россия" имеет принципиальное значение с психологической точки зрения". "Никто не собирается вести разговор о переименовании, - подчеркивал ученый. - Пусть остается Дальневосточный федеральный округ. Вопрос в том, чтобы внедрять в сознание политической и бизнес-элиты, всего населения восприятие этой территории как просто части России, а не какой-то "дальней" или забытой богом".
В Госдуме идею не одобрили: есть более насущные вопросы
Вместе с тем в пятницу, комментируя предложение Рогозина, специалисты и политики выразили негативное отношение. "Какой смысл в переименовании? Исторически так сложилось, что эту территорию назвали Дальним Востоком, переименование ничего не принесет. В Лондоне улицы сотни лет не переименовывают", - сказал "Интерфаксу" декан геолого-географического факультета Томского госуниверситета Геннадий Татьянин.
"В состав Дальнего Востока входит и Чукотка, которая выходит на Северный Ледовитый океан. Может быть, лучше в Северо-Ледовитовый регион переименовать?" - иронически заметил он.
Скептическим оказался и первый же отклик из Госдумы. Сегодня нет необходимости акцентировать внимание на этих вопросах, сказал "Русской службе новостей" член комитета нижней палаты по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Виктор Гончаров.
В регионе существует множество других проблем, которые требуют затраты больших ресурсов, отметил он и призвал исходить из той концепции развития Сибири и Дальнего Востока, которая уже прошла согласование с правительством.
Регион как защита
Стоит отметить, что Дмитрий Рогозин озвучил мысль о переименовании Дальнего Востока в отчасти символическую дату: ровно 91 год назад прекратила существование так называемая Дальневосточная республика (ДВР), просуществовавшая всего 2,5 года (с 6 апреля 1920 года по 15 ноября 1922-го).
Большая советская энциклопедия так характеризует ДВР: "Демократическая республика в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, руководящую роль в которой играл рабочий класс во главе с Компартией. Создание временного государственного образования - буферной республики было обусловлено чрезвычайно сложной международной и внутренней военно-политической обстановкой. ДВР образована для того, чтобы предотвратить военное столкновение Советской России с Японией и обеспечить на Дальнем Востоке условия для ликвидации интервенции и белогвардейщины".
Большой энциклопедический словарь информирует, что это "государство (территория Забайкальской, Амурской и Приморской областей), создание которого вызвано главным образом международной политической обстановкой. Столица - Верхнеудинск (Улан-Удэ), с октября 1920 - Чита. "Буферное" государство между Советской Россией и Японией. После разгрома белогвардейцев и японских интервентов территория ДВР вошла в состав РСФСР".
Как Свердловская область на четыре месяца стала Уральской республикой
В этой связи стоит вспомнить о судьбе еще одной административной формации, причем уже из недавней истории - Уральской республики. Краткий экскурс в 1993 год провел в октябре в своем блоге екатеринбургский предприниматель Юрий Булатников, печатающийся на сайте "Эха Москвы".
Когда только создавался проект Конституции РФ, руководство Свердловской области выдвинуло идею ее преобразования в республику, чтобы в будущем иметь большую самостоятельность в экономической и законодательной сферах. Изначально по проекту Основного закона республики в составе РФ имели исключительные права и приоритет в формировании своего бюджета, поясняет автор.
1 июля 1993 года Свердловский облсовет принял решение о провозглашении республики и утвердил проект ее собственной конституции. Она вступила в силу 31 октября того же года. Исполняющим обязанности губернатором нового субъекта стал Эдуард Россель. По его предложению 12 декабря должен был состояться референдум по конституции Уральской республики и одновременно - выборы губернатора и двухпалатного законодательного собрания.
Однако этим планам не суждено было сбыться. 9 ноября президент РФ Борис Ельцин своим указом распустил Свердловский облсовет, а 10 ноября - отстранил Росселя от должности. Все решения по Уральской республике были признаны не имеющими силы. Таким образом, формально республика просуществовала всего четыре месяца.
Мнения: Россия может "превратиться" в США, Германию или даже Китай
Впрочем, возможно, нынешнее административно-территориальное деление России тоже не окончательно, хотя и закреплено в Конституции. Не далее как в прошлом году новоявленный политик Михаил Прохоров на первом съезде своей партии "Гражданская платформа" призвал изменить принцип деления, исходя из экономической целесообразности, а не по "сталинско-ленинской системе" деления на национальные округа и республики.
"Мы сами своими руками" создали внутренние границы, "национальное гетто, где местная коррумпированная власть угнетает и грабит наших людей, причем всех национальностей", - заявил тогда Прохоров. По его убеждению, существующая система разделения "уже больше не эффективна в условиях двадцать первого века".
В декабре того же года эту инициативу прокомментировал по просьбе журналистов в ходе большой пресс-конференции президент Владимир Путин. "Вы знаете, у нас же хорошо известно, что в Российской Империи не было деления на национально-территориальные образования, были просто губернии", - напомнил он (цитаты по стенограмме на сайте Кремля).
"Можно ли вернуться в прошлое? Я не знаю, и прежде чем говорить об этом, надо было бы посоветоваться с национальными республиками в составе Российской Федерации, - продолжил глава государства. - Любые решения в этой области в соответствии с законом РФ не могут быть приняты иначе, кроме как через соответствующие решения самих субъектов Российской Федерации. Они могут быть приняты двумя способами: либо референдумом, голосованием, либо решением парламента".
Он согласился, что с социально-экономической точки зрения "действительно иногда есть смысл говорить об укрупнении". "Но это не должно быть направлено на решение так называемого национального вопроса. Это очень чувствительная сфера, и здесь нельзя действовать как слон в посудной лавке", - предостерег президент.
Над возможностями изменения административно-территориального деления думают специалисты, пока без выноса своих наработок на официальное обсуждение. В работах географов можно встретить разные варианты, в том числе на основе примеров других стран, таких как США, Канада, Франция, Германия и даже Китай.