Reuters

Празднование в Москве главного для мусульман праздника Курбан-байрама прошло спокойно, никаких происшествий не зафиксировано, сообщают власти.

Дата праздника меняется из года в год, и в этот раз он впервые совпал с Международным днем толерантности. Не все, однако, встретили происходящее толерантно. Многие москвичи недовольны, что им пришлось пробираться на работу между зданиями и плотной стеной молящихся, которые ругаются, если их случайно задеть. Мусульмане также признают наличие трений: так, Глава Совета муфтиев России в праздничной проповеди признал, что в последнее время русские боятся "исламизации" страны.

По данным ИТАР-ТАСС, возле московской Соборной мечети, расположенной неподалеку от станции метро "Проспект Мира", во вторник собрались около 70 тыс. мусульман. Как сообщили агентству в пресс-службе столичного ОМОНа, в обеспечении безопасности и охране общественного порядка на месте были задействованы почти 2 тыс. сотрудников милиции. В настоящее время верующие расходятся от места службы.

- Москва встала в огромную "праздничную" пробку
- Противники ислама после Ураза-байрама возмущались, что столицу превратили в "Москвабад"

Как сообщает "Русская служба новостей", движение по центру Москвы было перекрыто на несколько километров вокруг Соборной мечети. Верующие стали стекаться к мечети с раннего утра. После того, как в мечети не оказалось места, мусульмане стали расстилать свои молельные коврики прямо на дороге. В итоге мусульмане заняли не только Выползов переулок, где находится мечеть, но и прилегающие улицы - Дурова, Щепкина и Гиляровского. Они плотным кольцом окружили даже находящуюся здесь православную церковь “Всех Скорбящих Радость”, в которой во вторник утром также началась служба.

Несмотря на то, что место службы охраняет милиция, сотрудники правоохранительных органов находятся только на подходах к тем местам, где перекрыто движение. По свидетельству РСН, по этой причине люди, которые живут и работают в районе Соборной мечети, говорят, что не чувствуют себя в безопасности. Ведь даже если что-то случится, милиция не сможет пробраться к месту происшествия.

В Петербурге мусульмане штурмовали турникеты в метро. Резать баранов в этом году будут только в пригороде

Празднование в Санкт-Петербурге Курбан-байрама не только вызвало пробки в районе Соборной мечети на Кронверском проспекте, но и завершилось штурмом турникетов на станции метро "Горьковская". Как сообщает "Новый регион", вход в метро был сильно затруднен. Милиционеры пропускали пассажиров внутрь небольшими партиями, по 10-15 человек. Однако это не решило проблемы, и сотни мусульман, возвращавшихся с праздничной молитвы, перепрыгивали через турникеты, не заплатив за проезд и не обращая внимания на милицию.

По данным ИА "БалтИнфо", к Соборной мечети во вторник пришли около 40 тысяч верующих. На улицах Малая и Большая Посадская и переулках, расположенных в этой части Петроградской стороны движение оказалось полностью парализованным.

По данным СМИ, для обеспечения безопасности в ходе проведения массовых молитв в Петербурге был задействован специальный наряд милиции численностью порядка 500 человек. Сенной рынок, где работает много выходцев из Средней Азии, в день праздника Курбан-байрам был также взят под усиленную охрану. Вход на рынок охраняют более десятка милиционеров патрульно-постовой службы, рядом дежурит автобус с омоновцами. По словам очевидцев, никаких массовых богослужений или жертвоприношений животных на рынке не было.

В прошлом году жители Санкт-Петербурга возмущались публичным ритуальным жертвоприношением баранов на Апраксином дворе. В этом году в Духовном управлении мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России отмечают, что обряды жертвоприношения пройдут только в пригородах Петербурга – в Шушарах и Колтушах, а также в частных подворьях.

В прошлом году против убийства животных протестовали члены Движения против нелегальной иммиграции. Они обращались по этому поводу к губернатору Петербурга Валентине Матвиенко и начальнику ГУВД по городу и области Владиславу Пиотровскому в просьбой запретить жертвоприношения на территории Санкт-Петербурга.

Муфтий Гайнутдин: "Русские боятся в одно прекрасное утро проснуться в мусульманской стране"

Глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин считает, что неправильные представления об исламе являются одной из причин негативных проявлений в отношении мусульман в российском обществе.

"Недавние события, а именно спор вокруг строительства мечети в районе Текстильщики в Москве, показал, что в подсознании современногогорожанина титульной нации, у русских, присутствует страх - страх в одно прекрасное утро проснуться в мусульманской стране, где за словом "мусульманский" стоит незнание об исламе как о религии единобожия", - заявил Гайнутдин во вторник утром в проповеди по случаю праздника Курбан-байрам.

Как отметил муфтий, находятся люди, которые "пытаются запугать верующих мусульман, сеять смуту в мусульманской среде, распространяя сомнения в искренности уважения и внимания к мусульманам со стороны властных структур государства самой постановкой вопроса: нужно ли строить мечети в Москве".

Гайнутдин отметил в проповеди, что Москва - не только столица российскогогосударства, не только огромный мегаполис, где проживают представителиболее 160 национальностей и где официально действуют около 80 конфессийи религий. По мнению муфтия, столица является "зеркалом, действенным транслятором идей, которые становятся образцом и примером для других регионов России".

Как считает Равиль Гайнутдин, многие средства массовой информации "далеки от цели донести до людей принципы ислама, развеять мнимую опасность, приписываемую исламу, им присущи категоричные суждения об исламе при абсолютной безграмотности в данном вопросе".

Как напомнил муфтий, между тем ислам исповедует более 10% населения России. По мнению религиозного деятеля, целостность страны невозможно сохранить "без знания культуры и традиций народов, проживающих рядом".

По словам очевидцев, в обращениях к Всевышнему прихожане Соборной мечети Москвы во вторник традиционно обращали не только личные просьбы, но и просьбы даровать мир на Ближнем Востоке, в Ираке и на Северном Кавказе.