Решение саратовского суда об удовлетворении иска регионального отделения партии "Единая Россия" к депутату саратовской гордумы Леониду Фейтлихеру неконституционно. Об этом заявил сегодня зампредседателя комитета Госдумы РФ по безопасности Геннадий Гудков. Он напомнил, что депутат Фейтлихер никак не мог опорочить деловую репутацию ЕР, так как выражения, которые Партия сочла порочащими и наносящими ей моральный вред, содержались в личном обращении Фейтлихера к президенту РФ Дмитрию Медведеву и главе правительства России Владимиру Путину.
По словам Гудкова, статья 33 Конституции РФ гарантирует всем гражданам возможность беспрепятственного обращения в органы власти, поэтому всякое ущемление этого права, в том числе в виде попыток последующего преследования гражданина за изложенные в таком обращении сведения, не может восприниматься иначе, как нарушение закона, передает "Росбалт".
Фейтлихер в своем обращении, которое частично было оглашено в суде, писал: "Как гражданин России и депутат Саратовской городской думы считаю, что бурно проросший под крышей Саратовского отделения партии "Единая Россия" оголтелый антисемитизм является серьезной угрозой для всей российской государственности". Именно эти слова не понравились региональному отделению ЕР, подавшему иск в Октябрьский суд Саратова, который 9 февраля и постановил взыскать с гражданина Фейтлихера 300 тысяч рублей.
"Если письмо было непубличным и нигде не публиковалось, то как можно привлекать за клевету, за оскорбление чести и достоинства, - говорит член фракции "Справедливая Россия" депутат Гудков. - Это уже не просто традиционная российская забава, когда чиновники пишут отписки на обращения граждан, это серьезнее". По словам депутата, "в стране сейчас складывается очень опасная практика, когда под видом клеветы, а на самом деле за высказывание собственного мнения или суждения людей уже не просто привлекают к суду, а даже сажают в тюрьмы". "Такие случаи демонстрируют, что чиновники плохо соображают и забываются, в чем их роль", - полагает Гудков.
Между тем, подан новый иск к Фейтлихеру за его обращение к президенту. Теперь уже депутат-единоросс Госдумы от Пензенской области Иван Лобанов обратился с исковым заявлением в тот же Октябрьский районный суд Саратова. Он просит взыскать с Фейтлихера 1 млн рублей за поругание своей чести, достоинства и деловой репутации в глазах президента России, сообщает издание "Версия".
Но по мнению его коллеги, депутата Гудкова, подобные иски должны становиться предметом парламентского контроля и общественной дискуссии. "В 75-80% то, что пишется в письмах граждан, имеет под собой основание, поэтому следует разбираться по существу, а не привлекать к ответственности", - считает Гудков. Как отмечает депутат, обращает на себя внимания и то, что для репрессий со стороны чиновников используется такой инструментарий, как судебная система, о необходимости совершенствования которой не раз заявлял президент Дмитрий Медведев.
Гудков также отметил, что не удивлен, что новость пришла именно из Саратова. "Это неудивительно на фоне действий жесткого партийного аппаратчика "Единой России" Володина. Члены нашей партии в Саратове тоже жалуются, что оппоненты партии власти в регионе чувствуют себя крайне тяжело и ощущают постоянное давление, выше, чем в других регионах. И это не может не беспокоить", - сказал депутат.
По оценке члена Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при президенте РФ, президента Фонда защиты гласности Алексея Симонова, привлечение саратовского депутата Леонида Фейтлихера к административной ответственности за содержание письма главе государства является полным нонсенсом. По его мнению, у писавшего были все основания обращаться к президенту по данной проблеме.
Отметим, что в 2009 году Роскомнадзор дважды выносил предупреждения саратовским СМИ о недопустимости нарушения закона о противодействии экстремистской деятельности в части разжигания межрелигиозной и межнациональной розни. Об антисемитских проявлениях в саратовских СМИ заявляли представители правительства Саратовской области и раввин Саратова Михаэль Фрумин, обращавшийся в прокуратуру.