Конфликт прокуратуры и Следственного комитета в очередной раз обострился из-за громкого дела Андрея Кудоярова - директора московской школы, умершего в СИЗО, куда его поместили в связи с подозрениями во взяточничестве. Прокуратура, ранее поддерживавшая позицию следователей по данному делу, теперь не желает нести ответственность за эту смерть и собирается целиком возложить ее на следователей, пишет "Коммерсант".
В нашумевшей истории появились новые подробности. Выяснилось, что еще 3 октября, за пять дней до смерти Кудоярова, зампрокурора Москвы Борис Марков отказался утвердить обвинительное заключение по его уголовному делу. В прокуратуре не нашли в действиях педагога состава преступления.
Марков постановил вернуть материалы дела на доследование, так как, по его мнению, факт вымогательства не был подтвержден. В тексте постановления отмечается, что директор школы "не выдвигал каких-либо требований о передаче ему лично денежных средств", а объяснил, что деньги "необходимы для ремонта школы" - добровольные пожертвования были предусмотрены уставом заведения.
По словам адвоката Владимира Козина, защищавшего Андрея Кудоярова, следователь после такого постановления заместителя прокурора должен был отпустить директора школы из-под стражи, переквалифицировав обвинение на менее тяжкое. Следователи же, не согласившись с заместителем прокурора, обжаловали его решение у прокурора Москвы Сергея Куденеева, который СКР до сих пор не ответил.
В СКР позицию прокуратуры называют "попыткой, выходящей за рамки правового поля". Там напоминают, что до смерти Кудоярова, действия следователей ни у кого претензий не вызывали - напротив, прокуроры поддерживали их позиции на всех судебных заседаниях, в том числе при избрании меры пресечения, двух продлениях сроков ареста, а также при рассмотрении кассационных жалоб.
Напомним, директор московской школы номер 1308 был арестован в мае этого года, после того как его обвинили в получении взятки в размере 240 тысяч рублей, которую педагог требовал у родителей за прием ребенка в учебное заведение. При обыске в кабинете директора оперативники обнаружили еще 600 тысяч рублей, а также блокноты с записями и контактами. При этом сам Кудояров свою вину отрицал. 8 октября Кудояров скоропостижно скончался в СИЗО от обширного инфаркта. По факту смерти Кудоярова Следственный комитет возбудил уголовное дело по ч. 2 статьи 109 УК РФ "Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих обязанностей".
Это не первый конфликт между СК и прокуратурой. С тех пор как в ходе судебной реформы следственные органы прокуратуры в 2007 году были выделены в отдельную структуру - Следственный комитет при прокуратуре, который в январе 2011 года был выведен из подчинения Генпрокуратуры и преобразован в Следственный комитет РФ, два ведомства постоянно ссорятся друг с другом по разным поводам.
Одна из таких ссор, получившая громкий общественный резонанс, была связана с делом о крышевании сети подпольных казино подмосковными прокурорами. Тогда СК возбудил уголовные дела в отношении ряда руководящих сотрудников Мособлпрокуратуры. Однако Генпрокуратура тут же закрыла указанные дела. Тогда взаимные обвинения двух ведомств достигли такого накала, что в конфликт вынужден был вмешаться президент Дмитрий Медведев. Позже генпрокурору все же пришлось признать виновность своих подчиненных, некоторые из них были уволены, другие - арестованы.
Публичные препирательства между двумя ведомствами вызвали резкую критику Медведева, который сначала пригрозил увольнением тем, кто до окончания расследования делает выводы о виновных и давит на следствие, а потом уладил ситуацию, лично побеседовав с генпрокурором Юрием Чайкой и главой СК РФ Александром Бастрыкиным.