Тверской суд Москвы 21 декабря вынес решение о заочном аресте основателя британского фонда Hermitage Capital Уильяма Браудера по ходатайству следствия по новому делу, возбужденному против него в России.
Российский адвокат Браудера Александр Антипов заявил со своей стороны, что его клиент не был уведомлен ни о данном уголовном деле, ни о предъявленном обвинении, ни о нынешнем заседании суда, поэтому не может быть арестован, передает ТАСС.
"Его местонахождение известно, и несмотря на это следователь не может направить ему, гражданину США, проживающему в Англии, соответствующие документы", - добавил защитник. Однако судья не внял его доводам.
Согласно материалам следствия по данному делу, оглашенным ранее в этот день в суде, Браудер и его сообщники нанесли России ущерб на сумму около 10 млрд рублей. "Браудер и созданное им преступное сообщество совершило банкротство организации "Дальняя степь", тем самым нанеся ущерб государству в размере 1 млрд 200 млн рублей, - зачитал материалы следователя судья Алексей Криворучко. - Также они уклонились от уплаты налогов и нанесли ущерб государству на сумму 3 млрд 400 млн рублей, его преступная группа также совершила мошеннические действия на сумму 5 млрд 400 млн рублей".
Прокурор, в свою очередь, отметил, что правоохранительные органы Великобритании прекратили любое сотрудничество по делу Браудера, и от них нельзя получить никаких документов и ответов на запросы РФ.
Генпрокуратура РФ 16 ноября сообщила о возбуждении в отношенииБраудера нового уголовного дела. Вскоре ему было заочно предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 210 ("Организация преступного сообщества") УК РФ, предусматривающей от 12 до 20 лет лишения свободы. В отношении бизнесмена следователем вынесено постановление об объявлении его в международный розыск. Представители Генпрокуратуры РФ также информировали, что имущество Браудера будет подвергнуто аресту для дальнейшей конфискации.
Российское следствие считает, что возглавляемое Браудером транснациональное преступное сообщество действует с 1999 года и было создано "с целью совершения тяжких экономических преступлений как на территории России, так и в других государствах". В частности, как заявляли в Генпрокуратуре, следствием уже установлены юридические лица на Кипре, Латвии, в Швейцарии и других странах, через которые в интересах Браудера перечислялись иобналичивались сотни миллионов долларов. Таким образом, по мнению следствия, легализовали доходов, полученные преступных путем.
Ранее Браудера дважды заочно осудили в РФ. 11 июля 2013 года Тверской суд Москвы признал Уильяма Браудера виновным в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере (на 522 млн рублей) и приговорил к девяти годам лишения свободы по делу о неуплате налогов на сумму более 522 млн рублей путем фальсификации налоговых деклараций и незаконного использования льгот, предназначенных для инвалидов.
По этому же делу проходил аудитор Hermitage Capital Сергей Магнитский, который был арестован в 2007 году и умер в московском СИЗО 16 ноября 2009-го. Его гибель вызвала огромный общественный резонанс как в России, так и за рубежом, а также стала поводом для принятия так называемого закона Магнитского в разных странах, предполагающего санкции для коррупционеров и лиц, замеченных в нарушениях прав человека.
На Западе арест и смерть Магнитского связывают с тем, что он разоблачил коррупционные схемы по возврату налогов, организованные российскими чиновниками и силовиками и использовавшиеся для масштабного хищения бюджетных средств. Российские власти это отрицают и считают самого Магнитского причастным к коррупции: в ноябре этого года силовики заявили, что к убийству Магнитского причастен тот же Уильям Браудер.
В июле 2014 года Россия объявила Браудера в международный розыск. Генпрокуратура РФ неоднократно направляла в Интерпол запрос на арест основателя Hermitage Capital, однако до недавнего времени информации о его удовлетворении не поступало. Последнее сообщение о подготовке нового запроса появилось в декабре прошлого года.
В конце 2017 года Тверской суд Москвы снова заочно приговорил Браудера к девяти годам колонии, признав его виновным в преднамеренном банкротстве и уклонении от уплаты налогов более чем на 3 млрд рублей. К аналогичному сроку был приговорен и партнер Браудера Иван Черкасов. После этого Россия изъявила намерение вновь направить запрос об аресте британца, а Браудер на это возмущенно заявил, что пришла пора исключить Россию из Интерпола.