НТВ

Спустя семь месяцев после того, как российский президент объявил во время своего визита в Германию, что "в Чечне уже больше трех лет нет войны", Северный Кавказ вновь охвачен огнем, пишет французская Le Monde (перевод Inopressa.ru).

В Чечне продолжают гибнуть люди, появляются все новые жертвы как среди военнослужащих федеральных сил (с начала конфликта в 1999 году, по данным Комитета солдатских матерей, были убиты 25 тысяч солдат), так и среди гражданского населения. Военные операции в среднем стоят жизни двум российским солдатам в день. Центральные СМИ в Москве замалчивают масштаб этих непрекращающихся военных столкновений.

Газета пишет и о практике похищения гражданских лиц в ходе обысков и облав, которые проводят "вспомогательные чеченские подразделения". Эти местные части насчитывают, по некоторым оценкам, от 5 тысяч до 10 тысяч человек. Они были созданы в соответствии с пожеланием господина Путина о "чеченизации", чтобы сделать менее заметным присутствие 100-тысячных федеральных сил.

Объединенные в группы "Восток", "Запад" или СБ (служба безопасности), эти вооруженные чеченские банды, экипированные и финансируемые Москвой, действуют под прикрытием какой-либо центральной российской структуры: ГРУ, ФСБ или Генерального штаба.

Ситуация на Северном Кавказе в целом может ускользнуть из-под контроля центральных властей. Особую обеспокоенность у российских властей вызывает дестабилизация обстановки в Республике Дагестан.

Очередным ее проявлением был вооруженный рейд группы "Запад" в станицу Бороздиновская, откуда часть жителей бежала в Дагестан. Специальный представитель Кремля в регионе Дмитрий Козак прибыл на место, как всякий раз, когда инцидент, произошедший у границ с Чечней, угрожает перерасти в настоящий конфликт. О Козаке уже говорят как о "пожарном при каждом новом кризисе".

Кремль недавно направил в Дагестан подкрепление силам министерства внутренних дел. Но аресты и пытки, практикуемые милицией и ФСБ, способствуют радикализации настроений молодежи, которая обращается в сторону исламского фундаментализма.

Дагестан с 2,1 млн жителей, которыми с 1994 года руководит 75-летний Магомедали Магомедов, превратился в пороховой погреб, где противостоят друг другу мафия, мусульманские экстремистские группировки, местные части ФСБ. В этой республике за последние шесть месяцев произошло не менее 80 вооруженных нападений, терактов со взрывами и убийств, направленных в основном против представителей правоохранительных сил, пишет Le Monde .

Владимир Путин совершил сюда 14 июля короткий и секретный визит. Отменив после захвата заложников в Беслане прямые выборы губернаторов, Кремль вряд ли сумеет воспользоваться новой избирательной стратегией, чтобы заменить стареющего и дискредитированного дагестанского руководителя.