Публикация поэмы "Баллада о ментах" стала причиной закрытия журнала "Обводный Times", издававшегося Санкт-Петербургским институтом гуманитарного образования. В "Балладе" в ироническом виде фигурировал президент Владимир Путин. А главный редактор газеты петербургский поэт, публицист и педагог Анджей Иконников-Галицкий уволен с поста главного редактора журнала "Обводный Times".
В своем интервью Lenizdat.ru автор произведения Ирина Дудина, известный петербургский поэт, писатель, художник, журналист и философ заявила, что не видит в своих балладах "никакого глумления", а в "Балладе о ментах" представлен весьма положительный образ президента. (Полный текст баллады). По ее словам, она как поэт лишь "уловила флюиды, которые бродят в головах у людей", ведь "стихи рождаются в сознании поэта вне каких-то рациональных соображений".
- Публицист и педагог уволен с поста главного редактора
- Проректор СПбИГО: "Произошедшее - это абсолютно штатная ситуация"
- Цензуре в октябре 2007 года подверглись
"Путин именно тот жестокий и справедливый арбитр, который выносит приговор. Ведь расправа над убийцами-вампирами вполне вписывается в традиционное представление народа о справедливости. Путин здесь только воплощает эти чаяния", - сказала Дудина.
Тем не менее, автор отметила, что, к примеру, в Австрии вопросов о политической цензуре не возникли бы априори: "Когда я была в Австрии, я видела там спектакль, где самым жестоким образом глумились над образами действующих политиков страны - канцлера, министров и т. д. Но никаких вопросов о цензуре там не возникало - такова там сила свободы слова. Надеюсь, что у нас еще осталась какая-то гласность".
Дудина считает, что поэт всегда должен "баламутить общество". "В любой политической обстановке должны быть люди, которые скажут: "А король-то голый!" - сказала Дудина.
Комментируя нынешнюю политическую ситуацию в стране, Дудина отметила, что "необходимо покусывать вертикаль власти": "Я, например, считаю несправедливым, что нефтяные богатства России принадлежат не народу, а горстке чиновников и олигархов. Когда президент Путин сегодня общается с людьми и серьезно говорит о 300 рублях, прибавленных к пенсии, — он мне кажется инопланетянином, живущим на том свете или в безвоздушном пространстве. Его слова о подобных "прибавках" можно расценивать только как насмешку над своими гражданами".
Публицист и педагог уволен с поста главного редактора
Презентация уничтоженного номера журнала "Обводный Times" прошла 6-7 октября. Из тысячного тиража уцелело около сорока экземпляров, однако этого оказалось достаточно, чтобы собравшиеся на презентации могли ознакомиться с содержанием рокового номера.
Как пояснил публицист и педагог Анджей Иконников-Галицкий, тираж газеты (около 1000 экземпляров) вышел из типографии 10 сентября, а 27 сентября администрация СПбИГО официально объявила о закрытии журнала и об уничтожении последнего литературного выпуска.
После изъятия тиража, по информации первого проректора Санкт-Петербургского института гуманитарного образования Вадима Высоцкого, Анджей написал заявление о расторжении контракта и указал на причину - несогласие с точкой зрения учредителя.
Однако по информации Иконникова-Галицкого, ректору Вишняков-Вишневецкому "донесли" на журнал, после чего ректор воскликнул: "это ужас!", "это невозможно!", "ее нельзя распространять!" За этим последовал и официальный приказ: "Тираж уничтожить". Главного редактора попросили написать заявление "по собственному желанию", а редакцию велели расформировать.
Все эти шаги, считает Иконников-Галицкий, были проведены с нарушением закона, поскольку о закрытии зарегистрированного издания и об увольнении сотрудников необходимо уведомлять заранее. Он разослал по СМИ электронное письмо, в котором заявил: то, что произошло в СПбИГО - "это уникальный в современной истории России случай уничтожения печатного издания по идейно-эстетическим мотивам".
Проректор СПбИГО: "Произошедшее - это абсолютно штатная ситуация"
Проректор Санкт-Петербургского института гуманитарного образования Вадим Высоцкий назвал происходящее "штатной ситуацией" и "несовпадением взглядов". Он заявил, что учредитель, видя по факту вышедшие номера, посчитал, что они недостаточно отражают или искажают имидж вуза.
"На самом деле здесь вопросы вкусовые. Здесь нет политических или цензурно-нравственных проблем. У нас же, у института, другая задача. "Обводный Times" - это учебное подразделение газеты с определенными жестко нормированными жанровыми темами. Мы не вправе оценивать филологические особенности издания, но нам кажется, что в нем нет редакторского контекста", - заявил проректор.
Высоцкий заявил, что в вузе как таковой цензуры нет, а оценка вышедших номеров учебной газеты происходит после того, как они были изданы. По его словам, "Анджей принимал авторитарную линию, считал, что отвечает за все и под свою интонацию должен все выстроить".
"Анджей очень много сделал для издания, он создал его с нуля, он его лицензировал. И все было бы нормально, если бы взгляд редактора на концепцию совпадал со взглядами учредителей. Разногласия длятся уже больше года", - заявил проректор.
Менты внезапно напали
На молодого бомжа.
Они хорошо позавтракали,
Напали из куража.
Они его долго тискали,
Не от голода, просто так.
Накормили сосисками
И отвели в кабак.
Бомжу налили водки.
Стал красным его нос.
Бомж начал петь песни.
- Так наступил наркоз, -
Об этом поведал товарищам
Пожилой капитан.
- Пора, друзья, на улицу,
Клиент в стельку пьян.
В тёмном, глухом переулке
Бомжа прижали к стене
И шомполом пистолетным
Сделали дырку в руке.
Бомж ничего не почувствовал,
Он пел, как прекрасно жить,
А менты потихоньку
Кровь из бомжа стали пить.
- Славься, отчизна свободная, -
Пел молоденький бомж.
Менты у струйки дрались.
Было им невтерпёж.
Они были в принципе сыты,
Но нужен им был витамин.
В глуби у них обнаружился
Пониженный гемоглобин.
Песня всё тише звучала
У дома под номером шесть.
И вот тишина настала.
- Ну всё, прекращаем есть!
- Отдал приказ группе
Пожилой капитан.
- Позаботьтесь о трупе,
Сержант Григорян.
- Всё будет чётко сделано! -
Отвечал Григорян.
Глазки его блистали.
Он порумяней стал.
Но капитана ослушался
Сержант Григорян.
О трупе не позаботился.
Был он в стельку пьян.
Кровь молодая бомжовая,
Как вино, опьянила мента.
Всё ему в принципе было
Теперь до винта.
Утром местные жители
Тело в подъезде нашли
И президенту Путину
О случившемся донесли.
Они всё быстро поняли,
Чьих это дело губ.
У Григоряна сержанта
Был особенный зуб.
Все в округе знали
На пломбе особенный знак
. Им Григорян часто хвастался,
По глупости, просто так.
Дело о вампиризме
Повергло Путина в гнев.
- Да их надо всех повесить! -
Он произнёс нараспев.
- Их надо всех по-китайски,
Перед смертью распотрошить,
Отдать по больницам органы,
Чтоб не смели впредь вампирить!
История некрасивая
Порочит родину-мать.
В Европейском сообществе
Её не смогут понять!
Историю некрасивую
Всем приказали забыть.
Теперь милиционеры
Витамины обязаны пить.
В крови побольше железа,
И не возникнет проблем.
Главное — честь Родины,
Путин так всем повелел.
Цензуре в октябре 2007 года подверглись
Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории Российской Федерации в октябре 2007 года (по данным "Высоты 102"):
Нападения на журналистов - 5 (Элина Эрлих, журналист газеты "Телесемь", Волгоград; Альгис Микульскис, журналист телеканала "Петербург-Пятый канал",Калининград; съемочная группа телекомпании "Ермак", Екатеринбург; Наталья Петрова, независимый журналист, Казань; Андрей Лялин, корреспондент газеты"Советский спорт", в Нальчике).
Подвергнуты цензуре - 5 (журнал IQ, Пермь; Слюдянское телевидение, Иркутская область; журнал "Обводный times", Санкт-Петербург; телеканал "Петронет", Петрозаводск; телепрограмма "Народ хочет знать, Москва"). Уголовное преследование журналистов и СМИ - 3 (Сергей Курт-Аджиев, главный редактор "Новой газеты в Самаре", Самара; Александр Зажигин, Вологодскаяобласть; Леонид Черток, главный редактор ИА "RUSNORD", Архангельская область).
Незаконное увольнение редактора, журналиста - 2 (главный редактор журнала "BusinessWeek Россия" Ольга Романова, Москва; шеф-редактор журнала"BusinessWeek Россия" Александр Гордеев, Москва).
Случаи задержания милицией (ФСБ, etc.) - 7 (съемочная группа НТВ, Петрозаводск; Илья Бутаков, оператор телеканала "СТО", Санкт-Петербург; Максим Ярошевский, репортер радио "Свобода", Москва; Виктор Шамаев, корреспондент интернет-издания "Каспаров.Ru", Пенза; Владимир Белин, независимый журналист, Сахалинская область; Алексей Напылов, корреспондент "Пресс-Волги", Юлия Романенко, репортер газеты "Площадь Свободы", и еще 6 журналистов - Самарская область).
Зафиксировано предъявленных к журналистам и СМИ судебных исков - 18 на сумму 9 790 000 рублей.
Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков - 7 удовлетворено - 5.
Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) - 25.
Угрозы в адрес журналистов и СМИ - 4 (Игорь Гринберг, учредитель газеты "Пермский обозреватель", Пермь; Василий Уткин, обозреватель телеканала "НТВПлюс", Москва; Наталья Петрова, независимый журналист, Казань; Алексей Дуленков, главный редактор газеты "Одинцовский Курьер", Московская область).
Выселение редакций из занимаемых помещений - 1 (газета "Одинцовский Курьер", Московская область).
Отказ от печатания (распространения) СМИ - 7 (газета "Байкальские огни", Бурятия; газета "Уфимский меридиан", Уфа, - 3 раза; газета "Тагилка",Свердловская область, - 3 раза).
Отключение от эфира, прекращение вещания - 3 (телепрограмма "Сталкер", Владивосток; телеканал "Петронет", Петрозаводск; радиопрограмма "ЗемляСокольская", Нижегородская область). Изъятие (скупка, арест) тиража - 12 (журнал IQ, Пермь; газета "Славное море", Иркутская область; газета "Город Орел", Орел; журнал "Обводный times",Санкт-Петербург; газета "Справедливость. Голос поколения в Прикамье", Пермский край; газеты "Друг народа" и "Трудодни", Мурманск; газета "Житель", Астрахань; газета "Мурманский Вестник",Мурманская область; газета "Жулебинский бульвар", Москва; газета "Союз Правых Сил", Красноярск; газета "Трудодни", Красноярский край).Прекращение выхода СМИ - 2 (газета "Мордовия сегодня", Саранск; газета "Одинцовский Курьер", Московская область).
Препятствование деятельности интернет-изданий - 1 (сайт "Права человека в России").
Изъятие фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров - 8 (Алексей Напылов, корреспондент "Пресс-Волги", Юлия Романенко, репортер газеты "ПлощадьСвободы", и еще 6 журналистов - Самарская область).Повреждение фото-, аудио- и видеоаппаратуры, компьютеров - 2 (фотокамера Элины Эрлих, журналиста газеты "Телесемь", Волгоград; видеокамера Ильи Бутакова, оператора телеканала "СТО", Санкт-Петербург).Иные формы давления и нарушения прав журналистов - 48