НТВ

В Дагестане идет острая закулисная борьба за пост президента республики. Несмотря на то, что проводится она по жестким правилам, ее перипетии, как ни странно, почти не заметны простым обывателям.

16 декабря президент Дмитрий Медведев утвердил кандидатуры на пост главы Дагестана, предложенные "Единой Россией". На должность президента претендуют действующий глава республики Муху Алиев, зампредседателя правительства Магомед Абдуллаев, советник председателя Совета Федерации Магомед Магомедов, депутат Народного собрания Дагестана Магомедсалам Магомедов и глава Управления федерального казначейства Дагестана Сайгидгусейн Магомедов.

Как пишет обозреватель Юлия Латынина в своей статье в "Новой газете", сразу после опубликования списка в республике начались "тараканьи бега с долларами и автоматами наперевес". Как отмечает журналистка, хорошо, если все кандидаты физически доживут до финиша.

По сведениям Латыниной, один из кандидатов, утвержденных Медведевым, еще в период, когда Дмитрий Козак занимал пост полпреда президента РФ в Южном федеральном округе, постоянно рассказывал "пацанам", сколько он дал Козаку, чтобы тот назначил его президентом. При этом Козак был в курсе этих разговоров, но сделать ничего не мог, поскольку у кандидата была "крыша" в ФСБ.

Другой кандидат, по словам Латыниной, при первом же визите к Путину в качестве кандидата в президенты первым делом попросил у него машину и охрану. Премьер пошел ему навстречу, и это решение было воспринято кандидатом как знак своей будущей победы.

Что касается действующего президента Муху Алиева, Латынина пишет, что раньше "он не брал взяток и не убивал". Однако оказалось, что у президента нет главных средств управления такой республикой, как Дагестан, - "денег и стволов". И президент, по словам журналистки, заменил их интригами.

По мнению других экспертов, Муху Алиев так и не смог стать в республике "главным среди первых". Среди поражений Алиева наблюдатели отмечают конфликт с несостоявшимся назначением Владимира Радченко главой республиканской налоговой службы, скандальные выборы в Дербенте, постоянные склоки в окружении президента.

По сведениям СМИ, до недавних пор фаворитом на пост президента Дагестана в Кремле считали доктора юридических наук Магомеда Абдуллаева. Как отмечает НГ, Абдуллаев всю жизнь провел вне Дагестана и был назначен вице-премьером буквально за три недели до составления списка кандидатов, так как с Медведевым защищал диссертацию у одного и того же научного руководителя.

Как считает обозреватель газеты, новому президенту Дагестана придется прежде всего решать три главные проблемы: ваххабиты, которые обложили данью бюджет и бизнес; чиновники, многие из которых лично замешаны в убийствах; отношения с президентом Чечни Рамзаном Кадыровым. Как отмечается в статье в НГ, при слабом президенте от Дагестана начнут "отваливаться куски" в пользу Чечни: главы отдельных районов фактически станут подчиняться Кадырову.

А главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов в эфире радиостанции "Эхо Москвы" накануне отметил, что выбор президентом России кандидата на должность главы республики Дагестан будет показательным не только для Северного Кавказа, но и для всей России, передает РИА Дагестан. По его мнению, в Дагестане сейчас происходит стычка мафиозных кланов, у каждого из которых есть своя "Лесная Армия". И когда глава Дагестана все же будет назначен, "мы поймем, до сих пор ли можно купить политическую должность в РФ, должность президента (республики)", заявил Муратов.

Если Медведев назначит кого-то из ставленников местных кланов (по данным Муратова, их трое, но имен он не назвал – прим.ред. NEWSru.com), то это будет означать только одно: деньги снова формируют политику, уверен главный редактор "Новой газеты".

Напомним, полномочия нынешнего главы республики Муху Алиева истекают в феврале 2010 года. После одобрения списка из пяти кандидатов президент Медведев должен сделать окончательный выбор в пользу одного из них. Дагестанские депутаты уже объявили, что парламент одобрит любую кандидатуру, предложенную российским президентом, - под соответствующим обращением подписались 55 депутатов.