НТВ

В отношении московского следователя Вадима Багатурии, входившего в бригаду по расследованию нашумевшего дела о контрабанде товаров из Китая, возбуждено уголовное дело.

"Интерфакс" со ссылкой на свои источники сообщает, что дело возбуждено председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ Александром Бастрыкиным.

Багатурия подозревается в вымогательстве взятки в 250 тысяч долларов у адвоката из Подмосковья Людмилы Терещенко, также участвовавшей в этом контрабандном деле сначала в качестве защитника, а затем обвиняемой в понуждении клиента к даче ложных показаний, пишет "Коммерсант".

Как отмечает издание, следователь Перовской районной прокуратуры Москвы Вадим Багатурия в августе 2006 года был прикомандирован к Генпрокуратуре, став членом бригады по расследованию громкого дела против организованного преступного сообщества (ОПС), осуществлявшего широкомасштабную контрабанду товаров из Китая через дальневосточные таможни в адрес коммерческих фирм и подмосковной воинской части N54729, являвшейся складом ФСБ. По сведениям из Генпрокуратуры, руководили этим ОПС бывший член Совета федерации от Приморья Игорь Иванов и депутат приморского краевого законодательного собрания Геннадий Лысак, которые успели скрыться за границей.

- История уголовного дела
- Схема "китайской контрабанды"

Члену следственной бригады Вадиму Багатурии было поручено расследовать деятельность московского подразделения этого ОПС, в состав которого, по версии следствия, входил, в частности, майор из ГИБДД Сергей Богородицкий, обеспечивавший безопасность провоза грузов в Восточном округе столицы (контрабандный товар реализовывался на Черкизовском рынке, находящемся на территории данного округа).

Богородицкого защищали на следствии адвокаты Людмила и Александр Терещенко (мать и сын), которые вскоре сами стали обвиняемыми по этому же делу по ст. 303 УК РФ ("Организация приготовления к фальсификации доказательств по уголовному делу о тяжком преступлении") и просидели под стражей три месяца.

Затем дело в отношении обоих адвокатов было прекращено "в связи с деятельным раскаянием". Между тем их защитник Александр Некрасов подал в следственный комитет при прокуратуре РФ жалобу на действия следователя Вадима Багатурии, по которой председатель следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин и возбудил уголовное дело. Багатурия подозревается в вымогательстве у арестованной Людмилы Терещенко 250 тысяч долларов за освобождение ее из-под стражи и смягчение ее участи на следствии. По обращению Бастрыкина один из райсудов Москвы дал заключение о наличии в действиях следователя Багатурии признаков преступления, предусмотренного ст. 30, ч. 3 и ст. 290, ч.3 УК РФ ("Покушение на получение лицом взятки на госдолжности").

Между тем источник в Генпрокуратуре сообщил, что "предъявление обвинения следователю Багатурии под большим вопросом, так как он мог стать жертвой некоторых адвокатов, обеспечивающих юридическое прикрытие преступной группировке, занимавшейся контрабандой, и фактически являющихся ее членами", отмечает издание. По словам того же источника, на днях заместитель генпрокурора Виктор Гринь подал Александру Бастрыкину представление об отмене постановления следствия, прекратившего уголовное преследование адвокатов Людмилы и Александра Терещенко. В Генпрокуратуре считают, что следствие не вправе было прекращать дело в связи с их "деятельным раскаянием", так как адвокаты первоначально не признавали свою вину. К тому же ранее Гринь рекомендовал следствию предъявить адвокатам Терещенко дополнительное обвинение в "участии в организованном преступном сообществе", однако этого сделано не было. Следователя же Багатурию вывели из состава бригады, расследующей упомянутое дело о контрабанде, еще месяц назад без указания причин.

История уголовного дела

Уголовное дело было возбуждено МВД еще в 2005 году. Через год его приняла к своему производству Генпрокуратура. Затем к данному делу было присоединено еще несколько аналогичных: о контрабанде товаров через Находкинскую, Гродековскую и Уссурийскую таможни. В сентябре 2006 года, опираясь в том числе и на результаты расследования по данному делу, президент РФ Владимир Путин отправил в отставку начальника управления собственной безопасности ФСБ Александра Купряжкина, начальника службы обеспечения ФСБ Сергея Шишина и бывшего замдиректора ФСБ Владимира Анисимова.

Генпрокуратура арестовала по этому делу 10 человек, еще 15 объявила в розыск. Был арестован адвокат Литвинов, которого первоначально задержали за организацию убийства в 2005 году гендиректора ЗАО "Ростэк-Приморье" (крупный таможенный брокер) Сергея Попова, а затем Генпрокуратура получила в суде разрешение на предъявление ему дополнительного обвинения, в том числе в создании структурного подразделения ОПС, коим, по мнению следствия, являлось все его адвокатское бюро. Кроме того, по обвинению в фальсификации доказательств были арестованы подмосковные адвокаты Людмила и Александр Терещенко (мать и сын), защищавшие двух сотрудников ГИБДД, помогавших ОПС.

Генпрокурор Юрий Чайка обращался к главе Совета федерации Сергею Миронову с ходатайством о снятии сенаторского иммунитета с бывшего члена СФ Игоря Иванова в связи с планируемым предъявлением ему обвинения в создании преступного сообщества и контрабанде. Однако Миронов ответил Генпрокуратуре, что поскольку полномочия Иванова уже прекращены, то разрешения СФ на его уголовное преследование не требуется. Впрочем, вынужденная отставка сенатора Иванова в мае прошлого года, скорее всего, была связана именно с этим делом.

Что касается депутата Лысака, то, по сведениям из его окружения, он проходит лечение от тяжелой болезни сердца в Южной Корее.

Схема "китайской контрабанды"

В феврале 2005 года российскими органами правопорядка была получена оперативная информация о поступлении в московский регион из города Находки более 150 железнодорожных вагонов с товарами народного потребления, контрабандно ввезенных на территорию РФ из Китая.

В соответствии с действующим таможенным законодательством, в целях подтверждения легальности ввоза товара на территорию РФ было инициировано задержание данных вагонов на станциях Бекасово и Люберцы-1.

Товары были помещены в зону временного таможенного контроля. По словам сотрудников правоохранительных органов, "в ходе проверочных мероприятий был вскрыт механизм легализации контрабанды перемещаемых через таможенную границу товаров посредством установления с участниками внешнеэкономической деятельности "договорных отношений".

В основу сформировавшейся системы, отметили в правоохранительных органах, "было положено согласие предпринимателя выполнять контрольные показатели федеральной таможенной службы, а взамен – возможность перемещать большее количество товара, чем официально заявляется при таможенном оформлении, либо заменять ассортимент груза на более дорогостоящий". В результате товар не проходил таможенного оформления в установленном законом порядке.

Сотрудники таможни осуществляли таможенное оформление товара без их фактического контроля, по документам представляемым коммерческими организациями. Часть груза при этом проходила вообще мимо таможни - "в черную", государству тем самым наносился значительный экономический ущерб.

Установлено, что к функционированию данного крупномасштабного канала причастны как высокопоставленные сотрудники ФТС, так и ряд представителей федеральных и региональных органов власти. Ими были организованы различные коммерческие организации, имеющие представительства в том числе и в Китае, где с помощью китайских транспортных компаний собирали грузы, готовые к отправке в Россию. После пересечения границы на груз выдавались товарно-транспортные документы от имени российских граждан. Российские получатели и отправители грузов как правило, были подставными лицами.

Доставка грузов осуществлялась морским путем до порта Восточный, а затем железнодорожным транспортом в московский регион на Черкизовский рынок, где этот груз передавался для реализации реальным владельцам - гражданам Китая – через представителей китайских транспортных компаний.