НТВ

В Гагаринском районе Смоленской области планируется строительство мемориального кладбища солдатам гитлеровской армии, погибшим во время Великой Отечественной войны. Для этого Гагаринский район выделяет пять гектаров земли. Делается это в соответствии с межправительственным соглашением между Россией и Германией от 1992 года, в соответствии с которым Германия нашла, захоронила и поддерживает множество могил советских воинов на своей территории.

Между тем против мемориального захоронения протестуют местные жители и Международный Союз советских офицеров, который направил протестное письмо губернатору Смоленской области Виктору Маслову. "Мы твердо убеждены, что в интересах исторической памяти не должны захватчикам строиться мемориальные кладбища на земле, которую они пытались захватить и уничтожить; это противоестественно", - сказал председатель союза Евгений Копышев в интервью радио "Эхо Москвы".

Он добавил, что "понимает чувства отцов и матерей" погибших немецких солдат, но считает, что лучше "вывозить прах своих детей" и хоронить на Родине. Копышев сообщил, что поисковые отряды готовы оказать помощь "в поиске немецких могил". Губернатор Смоленской области, по словам председателя союза, на письмо советских офицеров пока не отреагировал.

В свою очередь руководитель московского бюро немецкого журнала "Фокус" Борис Райтшустер пояснил в интервью радиостанции, что немцы в основном стараются захоронить своих предков на месте их гибели, а не вывозить их прах на родину.

Отметим, что неправительственная организация "Народный союз Германии по уходу за военными захоронениями" действующая в ФРГ, занимается вопросами кладбищ и поиском затерянных могил как немецких, так и советских солдат.

По данным организации, на территории Германии существует около 3600 кладбищ и захоронений советских воинов – уход за ними вот уже 16 лет полностью оплачивает правительство ФРГ. Оно же, вместе с "Народным союзом" занимается немецкими военными кладбищами в России. По некоторым данным, это около пятнадцати захоронений, разбросанные по всей европейской части России от Ленинградской области до Кавказа.

В некоторых регионах немецким организациям удается обустраивать захоронения и ухаживать за ними, хотя, как правило всегда не без проблем. Чаще всего ярыми противниками строительства немецких кладбищ в России остаются местные жители, для которых, кажется, Германия до сих пор заклятый враг.

Например, в Тверской области Германия несколько лет согласовывала с местными и федеральными властями создание кладбища, сталкиваясь с протестами. В конце концов, ситуация разрешилась, но возмущение местных жителей не прошло. Недовольны многие существованием немецкого захоронения в Ленинградской области. Погост не раз подвергался осквернению.

Проблема вандализма актуальна и для советских захоронений в Германии. Регулярно немецкие неонацисты оскверняют кладбища советских воинов, их восстановлением занимается Немецкий союз по уходу за захоронениями.

Между тем местные жители в Смоленской области возмущены местом, которое выбрано для захоронения. По их словам, во время оккупации фашисты построили в районе восемь концлагерей. В марте 1943 года в деревне Чертово заживо были сожжены 439 мирных жителей, в деревне Драчевка сожжены 300 мирных жителей. В бывшем Кармановском районе (ныне Гагаринский) в деревне Ляушино было сожжено всё население. Затем сожгли всю деревню, и после войны туда никто не вернулся, сообщает сайт КПРФ.

Секретарь Смоленского обкома КПРФ Александр Степченков обращает внимание на то, что в договоре, подписанном в 1992 году, речь идет об "обеспечении сохранности и достойного содержания иностранных воинских захоронений в России" на взаимной основе, а не о создании новых мемориалов в то время, как в земле Смоленщины лежат незахороненными тысячи советских солдат.