Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций приняло решение о прекращении вещания телекомпании "Московия" ("Третий канал"). Об этом РИА "Новости" сообщил первый замглавы Минпечати Михаил Сеславинский.
Он пояснил, что данное решение принято в связи с грубыми нарушениями действующего законодательства о борьбе с терроризмом и средствах массовой информации.
Одновременно, сообщил Сеславинский, министерство печати направило обращение в адрес руководства министерства связи о прекращении работы сайта радиостанции "Эхо Москвы" в связи с публикацией на данном сайте интервью террористов, удерживающих в настоящее время заложников в Москве.
Однако позднее Минпечати отозвало свои претензии к сайту "Эхо Москвы", так как с него были убраны интервью террористов, захвативших заложников в Москве. "В связи с этимминистерство отозвало свое обращение в адрес Минсвязи", - сказалСеславинский.
Как сообщил Сеславинский, в настоящее время министерствопо делам печати вместе с руководством ВГТРК рассматривает вопрос о дисциплинарной ответственности руководства государственной радиостанции "Маяк" в связи с нарушением лицензионных требований и условий.
В последние два дня Минпечати не раз публично объявило, что против всех СМИ, которые будут "предоставлять возможности высказываться террористам", будут применены самые жесткие меры, вплоть до отзыва лицензии. Это заявление появилось после прямого эфира террориста на волне "Эха Москвы".
Как заявлял пресс-секретаря Минпечати Юрий Акиньшин, о недопустимости предоставления эфира чеченским бандитам представители СМИ были предупреждены ранее, однако не все это правило соблюдали. "Мы обращаем внимание на это всех СМИ, включая радиостанцию Эхо Москвы", - отметил он.
Министерство печати аргументирует подобный запрет тем, что распространение такого рода информации является "нарушением закона о СМИ". "В случае повторения подобного мы оставляем за собой право принять все соответствующие меры, вплоть до прекращения деятельности этих СМИ", - отметил Акиньшин.
В частности, интервью Мовсара Бараева, которое он дал в пятницу ночью телеканалу НТВ, не транслировалось в эфире. Вето на трансляцию интервью наложили в Минпечати.
Некоторые СМИ даже сообщали, что Бараев обещал освободить несколько заложников в обмен на то, что его интервью покажут по телевидению. Как заявила одна из заложниц - Анна Андрианова, по телефону "Эхо Москвы" радиостанции: "Мы боимся, как бы не было какой-то дезинформации, и хотим, чтобы наши просьбы и требования к руководству были доведены до него и до масс и чтобы мы были услышаны".
Между тем главный редактор "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов подтвердил в интервью "Интерфаксу", что радиостанцией был получен документ о подобном запрете, однако, по его словам, "по пониманию наших юристов мы не нарушили ни один пункт законодательства РФ".
"Разговаривая с террористом, мы и политолог Сергей Марков убеждали его отпустить детей и пропустить к нуждающимся заложникам врачей", - сказал главный редактор.
Венедиктов считает, что так как поправки к закону о СМИ не утверждены Советом федерации и не подписаны президентом, то Минпечати не вправе требовать их применения. Венедиктов склонен в этом случае придерживаться Конституции России и на действующий закон о СМИ, в соответствии с которыми "Эхо Москвы" "обязано информировать наших слушателей о всех событиях, о всех точках зрения и предоставлять все точки зрения".
Кроме того, в интервью Газете.ru главный редактор заявил, что главное для него, что "к нам нет претензий от заложников".
Реакция "Московии"
Руководство телекомпании "Московия" ("Третий канал") отвергло обвинение Минпечати РФ в нарушении российского законодательства.
"Мы выражаем недоумение в связи со способами борьбы смировым терроризмом, которые использует Министерство печати", -заявил гендиректор "Московии" Владимир Желонкин.
Он сообщил, что в пятницу вещание "Московии" было прекращенотехническими службами телевизионного технического центра за 10минут до выхода в эфир. "Никаких официальных предупреждений идокументов в компанию не поступало", - отметил руководительтелекомпании.
Госдума поддерживает решение Минпечати
В Госдуме поддерживают решение Минпечати о прекращении вещания телекомпании "Московия".
Первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска заявила"Интерфаксу", что это - "оправданное решение". "Я - за свободуслова, но когда она не угрожает ни одной жизни", - подчеркнулаСлиска. По ее словам, в ситуации, когда сотни человек находятсямежду жизнью и смертью, должен действовать главный принцип - ненавреди.
Слиска провела аналогию с событиями 11 сентября прошлого года в США, где после известного теракта, повлекшего за собой большие жертвы, представители средств массовой информации"спокойно восприняли ограничения, которые были на них наложенывластями".
В свою очередь, зампредседателя комитета по безопасностиМихаил Гришанков (группа "Народный депутат") сказал, чтотеррористы внимательно отслеживают то, что передают СМИ, и"вытягивают информацию, которую могут использовать в своихцелях".
Гришанков считает, что в сложившейся ситуациипредставители СМИ должны руководствоваться не только буквойзакона, но и идти на самоограничения. "Они должны понимать, что впротивном случае они разрушают возможность обеспечениябезопасности людей", - добавил он.
Особенно это касается, по словам парламентария, тех, кторазмещает информацию в Интернете. "К сожалению, законодательновопросы, связанные с функционированием сети, у нас еще плохопроработаны, и поэтому я думаю, следует прежде всего обратиться кпровайдерам с тем, чтобы они взяли под свой контроль то, чтосегодня идет по сети Интернет и что в первую очередь,естественно, касается ситуации вокруг захвата заложников", -заявил депутат.
Что касается "Московии", за которой, по некоторым данным, стоят силы общественного движения "Православная Россия", которое зародилось в недрах армии, то этот канал уже давно пытались закрыть.
"Московию", как считается, поддерживает начальник Генштаба России Анатолий Квашнин и ведущие руководители Военно-Воздушных сил России, которые и поддерживают программу с ярко выраженной национал-патриотической направленностью. Вероятно, неосторожные высказывания, допущенные за последние часы в отношении ситуации с заложниками в ДК, и позволили Минпечати, основываясь на Законе об экстремизме, принять те меры, о которых оно уже давно думало.