Следственный комитет при прокуратуре РФ отказался предоставить Басманному суду Москвы материалы об увольнении бывшего начальника Главного следственного управления (ГСУ) Следственного комитета Дмитрия Довгия, сославшись на их секретность. Как сообщил адвокат Довгия Юрий Баграев, в ходе досудебной подготовки в четверг соответствующее заявление сделали представители Следственного комитета при прокуратуре РФ. Между тем Довгий утверждает, что документы под грифом "секретно" к его увольнению не имеют прямого отношения.
"Ответчики сегодня заявили, что не могут предоставить материалы, обосновывающие увольнение, в связи с тем, что в них содержатся секретные документы", - сказал Баграев. Он пояснил, что, в соответствии с законом, районный суд не может рассматривать дело, в котором содержатся документы под грифом "секретно".
"Я считаю, что эти документы к моему увольнению не имеют прямого отношения", - заявил в свою очередь Довгий. Адвокат пояснил, что сложилась "патовая ситуация". Для того, чтобы решить, нужны ли при рассмотрении дела указанные секретные документы, необходимо с ними ознакомиться, а ознакомиться, по словам адвоката, в Басманном суде с ними нельзя.
- Опальный следователь может оказаться под следствием
В свою очередь руководитель пресс-службы Мосгорсуда Анна Усачева заявила, что суд назначил предварительные слушания по делу Довгия на 3 июня, сообщает "Интерфакс".
"В ходе досудебной подготовки представители ответчика заявили в суде ходатайство о направлении дела по подсудности в Мосгорсуд. Судья, вынося решение по итогам досудебной подготовки, назначил предварительные слушания на 3 июня, в ходе которого будет разрешено, в частности, данное ходатайство", - сказала Усачева.
Ранее Усачева сообщила, что "в Басманный суд Москвы 12 мая поступило исковое заявление Дмитрия Довгия о восстановлении на работе". В своем исковом заявлении Довгий просит суд взыскать с СКП РФ средний заработок за время вынужденного прогула, а также выплатить ему компенсацию за моральный вред в размере 100 тыс. рублей.
Ранее Довгий заявил о намерении обжаловать приказ о его увольнении. "Приказ о моем увольнении считаю незаконным и необоснованным, в связи с чем я намерен обжаловать его в установленном законом порядке", - сказал он.
Как ранее сообщил официальный представитель СКП Владимир Маркин, решение об увольнении было принято "по результатам служебной проверки, проведенной в установленные сроки в отношении Довгия. В ходе проверки были выявлены нарушения руководителем ГСУ СКП РФ федерального закона "О прокуратуре РФ" (несоблюдение ограничений и неисполнение обязанностей, связанных со службой)".
Кроме того, по словам Маркина, Довгий нарушил требования федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" (разглашение или использование в целях, не связанных с гражданской службой, сведений, отнесенных в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебной информации, ставшейизвестной в связи с исполнением должностных обязанностей).
Опальный следователь может оказаться под следствием
Тем временем СК возбудил уголовное дело в отношении предпринимателя, проходившего в материалах проверки, после которой был уволен Довгий. Эксперты не исключают, что вскоре по этому же делу будет предъявлено обвинение и самому Довгию. Дальнейшая судьба опального следователя зависит от его позиции по поданному судебному иску о восстановлении на службе, считают эксперты.
Напомним, 2 апреля глава СКП Александр Бастрыкин уволил Довгия с должности начальника Главного следственного управления СКП. В конце марта Довгия отстранили от должности, в отношении него началась служебная проверка по инициативе Зигмунда Ложиса и Сергея Чернышева.
По их словам, Довгий пытался получить крупные взятки: 1,5 млн долларов от директора компании "Петро-Юнион" Ильи Клигмана и еще 2 млн долларов за освобождение под залог экс-председателя правления банка "Траст" Олега Коляды, проходящего по делу "Томскнефти".
За основу нового уголовного дела был взят эпизод из материалов проверки, связанный с Клигманом, обвиняемым в мошенничестве и с ноября прошлого года находящимся под стражей. По версии следствия, Довгий якобы встречался с тестем Клигмана (первый заместитель губернатора Владимирской области Владимир Веретенников), с которым обговаривал условия освобождения предпринимателя.
Как рассказал ознакомившийся с материалами дела депутат Госдумы Александр Хинштейн, уголовное дело было возбуждено по факту попытки дачи взятки должностным лицам ГСУ. Пока Довгий фигурирует в нем лишь как свидетель. Но логика подсказывает, уверен Хинштейн, что раз есть взяткодатель, значит, должен быть и получатель.
"СКП сознательно возбудил это дело, чтобы иметь предмет торга, - считает Александр Хинштейн. - Поскольку дело о восстановлении Довгия на службе изначально проигрышное для них, им сейчас нужно иметь предмет размена".
Источник в СКП сообщил, что вести дело поручено следователю по особо важным делам Беляеву. Официально СКП информацию об уголовном деле, хоть и косвенно, но затрагивающем интересы Довгия, предпочитает отрицать.
Немаловажная деталь - для того, чтобы возбудить дело в отношении самого Довгия, потребуется вердикт Верховного суда, поскольку бывший чиновник является "спецсубъектом" (этим статусом по закону наделены сотрудники прокуратуры, судьи, депутаты). Хинштейн не исключил, что СКП может обратиться в ближайшее время в суд с этой целью. "Но все будет зависеть от того, как себя в дальнейшем при судебном разбирательстве по поводу его восстановления на службе поведет сам Довгий", - пояснил депутат.
"Предыдущий схожий масштабный конфликт был связан с именем следователя МВД Павла Зайцева, расследовавшего дело о контрабанде в мебельных центрах "Гранд" и "Три кита", - вспоминает доктор политических наук Алексей Бинецкий. - Ситуация, насколько мы помним, в итоге была разрешена в его пользу".
Эксперт также предположил, что раз следователь по особо важным делам обратился в суд, его позиция по поводу собственной безопасности в части возможного уголовного преследования железобетонна. "Это люди, которые знают, как заказные уголовные дела создаются и как расследуются, - говорит Бинецкий. - Поэтому его внутренняя уверенность в том, что любая фальсификация в его адрес будет с успехом им разрушена, достаточно высока".