Аресты мирных жителей, участвовавших в антиправительственных митингах в Мьянме, продолжились минувшей ночью. Точное количество задержанных не известно, однако по словам очевидцев, восемь грузовиков с арестантами выехали из центра крупнейшего города страны Янгона в неизвестном направлении.
Тем временем, по данным Reuters, 80 монахов и 149 женщин, предположительно монахинь, были освобождены в среду. Об этом заявил родственник одного из освобожденных. Во время ареста задержанные были поделены на четыре группы: прохожих, тех, кто наблюдал, тех, кто хлопал, и непосредственно на участников демонстрации.
В одном из домов в районе пагоды Шведагон ("Золотой дракон") осталась лишь 13-летняя девочка, сообщили очевидцы. Ее родителей забрали посреди ночи, рассказал она, передает "Интерфакс".
- Свидетельства полковника: убиты тысячи монахов
- Куда исчезают арестованные
Происходящие события подорвали надежды на прекращение террора после состоявшихся во вторник встреч спецпосланника генерального секретаря ООН Ибрагима Гамбари с главой мьянманского военного режима генералом Тан Шве и лидером оппозиции Су Чжи.
"Население этой страны продолжает жить в условиях террора. Власти нагнетают страх, стремясь под угрозами репрессий не допустить новых акций протеста", - в частности, заявила в интервью западным журналистам советник-посланник посольства США в Мьянме Шари Виллароза.
Источник в ООН сообщил, что Ибрагим Гамбари повторно посетит Мьянму в ноябре, однако как это может повлиять на действия мьянманских генералов, не уточняется.
Напомним, накануне Совет ООН по правам человека на чрезвычайной сессии, созванной для обсуждения ситуации в Мьянме, не стал обвинять власти в репрессиях и мягко попросил "проявить сдержанность".
Как пишет The Times, тысячи исчезнувших демонстрантов и монахов могут находиться в тайных лагерях Мьянмы, бывших образовательных учреждениях. Один из них - Государственный технологический институт в Рангуне.
По данным западных дипломатов и как минимум одного из местных чиновников, бывший университет превратился во временный концентрационный лагерь для 1,7 тысяч человек – жертв жестокой расправы с демократическими выступлениями. Отчасти это позволяет ответить на давно звучащие вопросы о репрессиях хунты: куда делись монахи, демократические активисты и журналисты, которых схватили и увезли в неизвестном направлении за прошедшие шесть недель?
Несмотря на внимание мировой общественности к подавлению антиправительственных демонстраций, официально о нем не сообщается. Власти признали факт гибели 13 человек (по данным большинства наблюдателей, эта цифра занижена), но не сообщают ничего о числе арестованных и задержанных. (Полный текст на сайте InoPressa.ru).
Большая часть этих людей пропала бесследно. Многие из них – буддистские монахи, которые возглавили выступления, когда на прошлой неделе на улицы Рангуна и Мандалая вышли десятки тысяч недовольных. "Мы полагаем, что убито не меньше 30 человек, около 1,4 тысяч арестовано, – сообщил министр иностранных дел Австралии Александр Донер. – В стране установлен жестокий режим, и за последние дни мы видели его в деле".
По приблизительным оценкам одной из международных организаций, действующих в Рангуне, погибли 40 человек (об этом сообщают в больницах), арестованы около тысячи монахов и трех тысяч светских участников акций. Единственное, в чем можно быть уверенным, это в том, что где-то в Мьянме множество людей находятся в невидимых тюремных лагерях без предъявления обвинений, без суда и без связи с внешним миром.
Среди этого вала информации удалось выделить ряд сообщений о том, что задержанных монахов и демонстрантов держат в бывших образовательных учреждениях на спортивных объектах Рангуна. Агентство France Presses приводит слова неназванного правительственного чиновника, который подтвердил то, о чем зарубежные дипломаты подозревали уже несколько дней: около 1,7 тысяч человек держат в кампусе Государственного технологического института. Среди них 200 женщин и один десятилетний послушник.
Даже находясь в городе, подтвердить данные сообщения сложно, однако в кампусе определенно что-то происходит. За колючей проволокой и деревьями вдоль всего периметра можно разглядеть вооруженную полицию и солдат, они же охраняют ворота. Многие здания заброшены, однако самое крупное, напоминающее склад сооружение, выкрашенное сине-зелеными полосами, с высокой крышей и без окон, снаружи окружено солдатами.
По данным AFP, именно в таком здании и держат арестованных. У многих монахов силой отобрали монашеские одежды, некоторые из них объявили голодовку и в знак неповиновения отказываются принимать помощь от представителей режима.
Полковник-дезертир: "Было убито намного больше людей, чем вы думаете"
Полковник, служивший в управлении разведки в северной зоне Рангуна, Хла Вин заявил, что были убиты тысячи монахов. "Я решил дезертировать, когда мне приказали штурмовать два монастыря и вывезти сотни монахов на грузовиках. Их должны были убить, а тела бросить в потаенном месте в джунглях. Тогда я отказался выполнить приказ", - сказал Хла Вин.
Его громкие разоблачения были записаны норвежским журналистом в джунглях, контролируемых повстанцами народности карен на границе между Бирмой и Таиландом. "Было убито намного больше людей, чем вы думаете, – сообщил офицер. – Убито много тысяч человек".
Решение офицера побеседовать с журналистом мотивировано его просьбой о предоставлении политического убежища в Норвегии, откуда вещает радиостанция "Демократический голос Бирмы" (Democratic Voice of Burma), которую чаще всего тайно слушают в Бирме. Достаточно трудно проверить информацию, которую военный готов передать в деталях властям, после того как получит визу для себя и своей семьи.
Между тем накануне два иностранных дипломата подтвердили факт исчезновения и возможной гибели неустановленного числа монахов, пишет Lа Repubblica. (Полный текст на сайте InoPressa.ru).
Шари Виллароза, временная поверенная в делах американского посольства в Рангуне, заявила, что сотрудники посольства посетили "от 10 до 15 монастырей". "Некоторые, – сказала она, – мы обнаружили совершенно пустыми, в другие мы не смогли войти, поскольку они были окружены военными".
Лизелотта Агерлид, шведский дипломат, только что вернувшаяся в Бирму, рассказала, что получила информацию от "одного из самых больших посольств в Бирме" о том, что "в тюрьме Инсеин были забиты до смерти 40 монахов, тела которых были затем сожжены".
Сообщения о многочисленных убитых и исчезнувших, и не только монахов, продолжают поступать, несмотря на то, что по официальным данным военной хунты число жертв не превышает 15. В тех же приграничных районах между Мае Сот (Таиланд) и Миавадди (Бирма), в которых побывал офицер-беглец, группы скрывающихся от преследований монахов рассказали о зверствах, совершенных военными в дни, последовавшие за уличными выступлениями.
В то же время из Рангуна продолжают поступать сообщения о самой настоящей охоте за священнослужителями, которых в лучшем случае сгоняют в пустующие здания университетов и на ипподром с прилегающим к нему спортивным полем – с перспективой для некоторых из них быть отправленными в холодные и горные районы, граничащие с Китаем и Индией.
Некоторые очевидцы, с которыми удалось побеседовать по телефону в Рангуне, сообщили, что наибольшую обеспокоенность у населения вызывает то, что в их домах скрываются беглые монахи, со всеми вытекающими из этого опасностями.
Помимо этого, с течением времени становится все труднее обеспечить продовольствием большую часть молодых и старых монахов, окруженных в своих монастырях солдатами и колючей проволокой: монахи отказываются от продуктов, направляемых им правительством, и не осмеливаются выходить на улицы для ритуального сбора пожертвований.
Изображение монаха с разбитой головой и лицом, опущенным в воду, стало единственным фото, которое в последние дни удалось получить из страны после блокирования интернета, и свидетельства офицера Хла Вина, бежавшего в Таиланд, могут пролить новый свет на судьбу многих других его товарищей, которые решили открыто сопротивляться режиму.