Решением федерального суда города Александрия (штат Вирджиния), где проходил процесс над единственным подсудимым по делу о терактах в США 11 сентября, Закариас Муссауи приговорен к пожизненному тюремному заключению, сообщает Reuters.
Процесс по делу Муссауи, единственного задержанного по обвинению в подготовке сентябрьских терактов в США, начался 6 марта. 37-летнего француза марокканского происхождения, прозванного в США "двадцатым угонщиком", арестовали в августе 2001 года. Позже в ходе следствия он признался, что должен был принимать в них участие. В частности, в его задачу входил захват пассажирского самолета и последующая атака на Белый дом. Также он заявил, что сразу после ареста лгал следователям для того, чтобы не помешать проведению терактов.
"Я знал, что по двум башням (ВТЦ) будет нанесен удар, но подробности были мне неизвестны", - заявил Муссауи в понедельник в суде. По его словам, ему не была известна дата террористической атаки на США.
Ранее прокурор суда Дэвид Раскин выступил с предложением вынести смертный приговор Муссауи. Для того, чтобы добиться для подсудимого высшей меры, обвинению нужно было доказать прямую связь между атаками на Всемирный торговый центр и Пентагон и лично Муссауи.
В свою очередь судья, председательствующая на процессе, выразила сомнения в правдивости части его показаний, в частности, в утверждениях о его роли в подготовке террористических актов 11 сентября 2001 г.
Федеральный судья Леони Бринкема заявила о своих сомнениях в письме жюри присяжных, которые шестой день обсуждают за закрытыми дверямивынесение подсудимому смертного приговора. Чтобы подвергнуть егосмертельной инъекции, необходимо единогласное постановление жюри.
В письме присяжным, датированном 21 апреля, судья обращает их внимание на сомнительность утверждений обвиняемого о том, что он заранее знал о выборе небоскребов Всемирного торгового центра в Нью-Йорке в качестве главной мишени террористов, которые должны были нанести удары с помощью захваченных пассажирских самолетов.
"Я все еще считаю, что Муссауи не точен во многих своих утверждениях о том, что он знал, что и когда должно произойти с конкретными зданиями", - отмечает судья в обращении к присяжным.
Она считает также, что в ходе судебных заседаний, начавшихся в марте, не было приведено доказательств того, что Муссауи играл важную роль в планировании и подготовке заговора, а также в выборе целей для ударов. В письме судья неоднократно употребляет слово "ложь" применительно к показаниям подсудимого.
Однако присяжные согласились с доводами обвинения и признали, что ложные показания Муссауи сразу после его ареста не позволили предотвратить теракты 11 сентября, в результате которых погибло более трех тысяч человек.
Муссауи был арестован в августе 2001 года после того, как он закончил летную школу в Оклахоме и проходил тренировку на тренажере Boeing-747 в Миннесоте.
В апреле 2005 года Муссауи, 37-летний гражданин Франции марокканского происхождения, был признан виновным в намерении совершить теракт, который должен был стать пятым по счету в череде трагических событий 11 сентября 2001 года.
По личному указанию Усамы бен Ладена он должен был захватить самолет и пойти на таран Белого Дома в Вашингтоне.
В суде была впервые обнародована запись с разбившегося 11 сентября самолета
Началось с приглушенных ударов острым ножом или кулаками. Звуки были глухими, но их ни с чем не перепутаешь: падало одно тело за другим. "Нет, нет, нет, нет, нет, – звучал на высокой ноте голос члена экипажа или стюарда. – Прошу вас, не делайте мне больно. Я не хочу умирать".
Эту отчаянную мольбу, записанную магнитофоном в кабине самолета United Airlines, выполнявшего 11 сентября 2001 года рейс 93 и захваченного террористами, ранее услышали оцепеневшие присяжные в ходе суда над Закариасом Муссауи. Обнародованная впервые 30-минутная запись переговоров из кабины пилотов была представлена в качестве доказательства.
Гособвинение использовало запись для убеждения присяжных в том, что Муссауи заслуживает высшей меры наказания. Во время того, как в суде звучала запись, обвинитель попросил присяжных представить, что это именно они находятся на борту обреченного самолета.
Голос с иностранным акцентом, все более взволнованный, кричал: "Давай. Давай. Давай!" – и звуки ударов продолжались. Потом стало тихо. "Все. Возвращайтесь, – спокойно сказал захватчик. – Все отлично. Я закончил". За пять минут до падения самолета некоторые пассажиры говорили о том, что нужно прорваться в кабину и нейтрализовать террористов: "Возьмем их", – кричал пассажир, в то время как посуда падала на пол. "В кабину! Если мы этого не сделаем, мы умрем", – крикнул другой на фоне звуков ударов и бьющегося стекла.
Многое на пленке невозможно разобрать. Голоса звучат на английском и арабском языках, но слов часто не слышно. Невозможно понять, удалось ли пассажирам войти в кабину, хотя очевидно, что они были рядом с ней и заставили террористов отказаться от атаки на Вашингтон. Из записи ясно, что мужчины и женщины, знавшие об атаке на Всемирный торговый центр, поняли, что это не обычный захват самолета – эти террористы врезаются на самолетах в здания, и решили взять под контроль собственную судьбу.
По указанию окружного судьи Леони Бринкема, пленка не будет оглашена публично - запись звучала только в суде. Однако расшифровка в письменном виде доступна любому желающему.
Во время трансляции записи подсудимый Муссауи не выразил никаких эмоций. Он спокойно сидел на своем стуле и смотрел на экран, где шла расшифровка записи.
Перед этим присяжным показали кадры с изображением людей, сгоревших заживо после падения одного из четырех захваченных самолетов
Ранее присяжным показали кадры с изображением людей, сгоревших заживо после падения одного из четырех захваченных самолетов на здание министерства обороны США. Защита выступала против их показа, однако эти возражения были отклонены.
На некоторых кадрах запечатлены обуглившиеся и покрытые пеплом тела, на других - лишь части тел. Кроме того, была воспроизведена аудиопленка, записанная в авиадиспетчерской. На ней голос, доносившийся из кабины захваченного самолета, кричал: "Помогите, SOS, убирайтесь отсюда!" По залу заседаний в это время проносились стоны.
В то время, когда в зале суда демонстрировались страшные свидетельства трагедии, Муссауи улыбался, а в конце заседания закричал: "В следующий раз сожгите Пентагон дотла! Да проклянет Аллах вас всех, да благословит Аллах Усаму!"
Показания давали также служащие оборонного ведомства. "Мне казалось, что опустился огненный занавес", - вспоминал подполковник армии США Джон Турман. А лейтенант Нэнси Маккюон сказала: "С каждым вздохом ощущение было такое, что горят мои внутренности".
Присяжные выслушали Уэнди Косгроув, вдову человека, говорившего с ней по телефону из одной из горевших в тот момент башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Последними его словами были "О Господи, нет!" Смерть мужа, по словам Уэнди, ужасным образом сказалась на их детях: один из них с тех пор стал очень раздражительным, другой занимается членовредительством.